МОСКВА, 5 июн — РИА Новости. Роль преподавателя в профилактике увлечения студентов теориями радикального ислама достаточно велика, он должен не просто начитывать лекции, но и объяснять, что путь радикализма — ложный и это билет в один конец, считает научный сотрудник сектора философии исламского мира Института философии РАН Андрей Лукашев.
"Тот ислам, который предлагается радикальными группировками, во-первых, очень прост и примитивен, к тому же существенно ограничивает богатство исламской культуры. Думаю, что, если студентам показать истинное многообразие и красоту исламской культуры, их будет уже очень трудно привлечь простыми тезисами, которые проповедуют радикалисты", — сказал Лукашев.
По его словам, конечно, роль того преподавателя, который знакомит студентов с исламом, в том, чтобы студент не увлекся радикальными учениями, велика. "Преподаватель должен не просто давать материал, но и каким-то образом воспитывать своих студентов, объяснять, что путь радикализма — путь ложный, путь в один конец", — отметил эксперт. При этом он подчеркнул, что если студент изначально изъявляет желание участвовать в военных действиях, то, что бы ему ни говорили, он все равно будет стремиться к этой своей цели.
Специалист Института философии РАН, комментируя ситуацию с Карауловой, отметил, что "данный случай для нас не вполне типичный: традиционно жертвами вербовки радикальных группировок становятся представители народов, исповедующих ислам, и в отношении них может быть эффективна просветительская деятельность".
Лукашев считает, что какие-то профилактические, разъяснительные работы со студентами нужны, но они не должны носить обязательный характер. "Это должно быть на добровольной основе, сделано так, чтобы студенты сами ходили на эти мероприятия. Если это будет "обязаловка", то она будет иметь обратный эффект… Профилактика должна проходить так, чтобы студенты сами хотели получить эту информацию. Нужно студентов заинтересовать, а не применять какой-то административный ресурс", — пояснил он.
Эксперт добавил, что невозможно ввести для всех обязательное изучение ислама (равно как и христианства или другой религии), а соответственно, всегда будут люди, не охваченные такой деятельностью. Здесь средства противодействия пропаганде радикализма оказываются исключительно в руках силовых ведомств (противодействующих непосредственным источникам пропаганды радикализма) и СМИ, которые способны сделать апологию радикализма не столь привлекательной для молодежи.