Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Театральный мир взбудоражен слухами о возможном возвращении цензуры. Что-то в воздухе витает. Или уже не витает, а давит? И ситуация с "Тангейзером", и скандальная история вокруг "Золотой маски" не добавляет творческим людям оптимизма.
Но недавние заявление Минкульта об "упрямом высокомерии" директора Новосибирского оперного театра Бориса Мездрича или резкие высказывания в адрес уважаемого в театральном мире фестиваля "Золотая маска" мир искусства запомнил. Уловил, как это еще недавно было принято говорить, сигналы.
Такие разные культурные ведомства
Общественная дискуссия о том, может ли Минкульт вмешиваться в творческий процесс, возобновилась и усилилась. А должно ли вообще государство финансировать театры и кинопроизводство?
В США, к примеру, вообще нет министерства культуры, но там оказывается помощь библиотекам и музеям. Театральная деятельность в основном проектная, постановки финансируются благотворительными фондами и меценатами. Во Франции же государство активно участвует в формировании культурной среды, поддерживая развитие национального искусства в стране и продвижение его за рубежом. В Великобритании часть финансирования на культуру поступает от национальной лотереи, так же, как и в Финляндии (там еще используются и отчисления из букмекерских контор).
В европейских странах обычно действует правило невмешательства государства в творческие процессы. Пожалуй, только финансирование отдельных проектов или акций – это все-таки некое влияние на формирование культурной среды, пусть не прямое, но косвенное.
На этом фоне, кстати, российское министерство культуры многие годы выделяется и постоянной поддержкой репертуарных театров, и финансированием новых, совсем молодых коллективов, и модернизацией существующих. Но рано или поздно любое министерство найдется, за что критиковать.
О Минкульте, госфинансировании и возможной цензуре
Однако у председателя думского комитета претензий к министерству нет: "Минкультуры представляет из себя огромную организацию со всякими подразделениями, конечно, должны быть проверки, которые выявляют нарушения. Но хочу отметить, что мы очень тесно и плодотворно работаем с Владимиром Мединским, чего не было с другими министрами", — сказал Говорухин.
Художественный руководитель Московского губернского театра Сергей Безруков рассказал нам, что в творческий процесс его театра государство никак не вмешивается. Финансовая помощь поступает от правительства Московской области и меценатов.
"Конечно, для меня, как для любого художника, очевидно, что никто не имеет права вмешиваться в творческий процесс", — считает народный артист России. По мнению Сергея Безрукова, в России часто бывают "перегибы на местах", это свойство российского менталитета – склонность впадать в крайности.
"И если так вот решить: "государство имеет право вмешиваться", — то очень быстро, молниеносно наступит время тотальной цензуры и охоты на ведьм. И от этого пострадают многие отдельные художники и коллективы".
Хотя, по словам Сергея Безрукова, есть в театральном искусстве модные тренды, которые лично ему чужды, "потому что являются разрушительными, и странно, что государство так долго не просто закрывало глаза на их существование, но и щедро финансировало". Однако поддерживать театр необходимо, "ведь если это действительно Театр, искусство, а не зрелище на потребу толпы, то он не выживет — театр не может быть самоокупаемым".
В парламентской фракции КПРФ также считают, что государство должно поддерживать театры – и ведущие традиционные, и новые молодые коллективы, так как зависимость творчества от коммерции может быть пагубнее, чем зависимость от государства. При этом, по мнению Александра Ющенко, пресс-секретаря фракции и члена комитета Госдумы по информационной политике, Министерство культуры не должны грубо вмешиваться в творческий процесс. Но — если речь не идет о нарушении общечеловеческих норм (это, по мнению депутата – "глумление над классикой, использование ненормативной лексики, сценическая порнография, русофобия"). В этом случае, считает Ющенко, у государства есть право не репрессивно, но прямо и публично указать на недопустимость таких явлений на сцене.
При финансировании театров из бюджета у чиновников появляется "соблазн чиновного восторга: я даю деньги, я решаю, что показывать, что запрещать", считает писатель, член совета по культуре при президенте РФ Александр Архангельский.
По мнению Александра Архангельского, должно действовать другое правило: решают эксперты, а министерство следит, чтобы общество получало разные ответы на разные запросы, чтобы было место и традиционному, и авангардному, и городскому, и сельскому: "не дело министерства искусственно придавливать одно из направлений в угоду своим представлениям о прекрасном. Нужно ли лезть в "Золотую маску", чтобы установить процентную норму побед? Ни в коем случае.
Оставьте работающий сильный фестиваль в покое. А если нужно уравновесить ситуацию, помогите организационно другому фестивалю — с другими экспертами. И пусть честно конкурируют".
Кирилл Крок, директор Государственного Академического театра имени Евгения Вахтангова, убежден, что одно из главных культурных завоеваний России – это репертуарный театр. "Где бы мы ни были, актеры (американцы, немцы, французы) нам говорят, что завидуют, что у нас есть театр, стабильная зарплата, где у артистов есть возможность участвовать в разных постановках с разными режиссерами". В деятельность Театра им. Вахтангова Министерство культуры, по его словам, не вмешивалось и "не будет вмешиваться, это подчеркивал министр [Владимир Мединский] во многих выступлениях".
Что же касается возможной цензуры, которой так опасаются театральные деятели, то "кто-то считает, что должна быть самоцензура, самоограничение". Кирилл Крок заметил, что когда у художника есть ограничения, то начинает работать фантазия, осмысление этой ситуации. "Когда все можно – редко случается искусство", — говорит директор Театра имени Евгения Вахтангова.
"К примеру, спектакли великих Товстоногова, Любимова, Эфроса — они всегда делались через запрет, когда надо было сказать то, что нельзя было сказать в открытую, и начинала работать режиссерская фантазия, полет мысли, философии. В нашей жизни так всегда…".