БАНГКОК, 29 мая — РИА Новости, Евгений Беленький. Чрезвычайная конференция стран Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона по вопросу о гуманитарном кризисе, постигшем нелегальных мигрантов из народности рохинджа, состоится в пятницу в Бангкоке.
Ожидается, что в конференции примут участие представители 17 стран, однако решающее слово в судьбе тысяч мигрантов будет сказано пятью государствами — Малайзией, Индонезией, Таиландом, Мьянмой и Бангладеш.
Помимо делегатов от стран региона в работе конференции примут участие в качестве наблюдателей международные правозащитные организации и благотворительные фонды, занятые помощью рохинджа.
Эксперты считают, что участникам конференции не удастся полностью разрешить кризис за один день переговоров, однако они смогут обсудить конкретные предложения и позиции сторон и избрать наиболее верные, вполне возможно — компромиссные решения.
Рохинджа, или рохинья — этнические бенгальцы, проживающие на территории мьянманского штата Аракан (Ракхайн) с тех времен, когда вся территория Мьянмы (тогда Бирмы) входила в состав Британской Индии.
В отличие от других выходцев с полуострова Индостан, работавших в колониальной администрации Бирмы, в бизнесе и в качестве рабочих и прислуги, бенгальцы-рохинджа переходили условную тогда границу и оказывались в соседнем с их родным Бенгалом бирманском штате Аракан, там они занимали участки земли и вели на них хозяйство.
Местное население — араканские бирманцы, говорящие на одном из диалектов бирманского языка, не были рады пришельцам, тем более что сами были буддистами, а рохинджа — мусульманами. Для араканцев рохинджа всегда были и остаются до сего дня иностранцами, пришедшими и занявшими их земли.
Ни одно правительство Бирмы с момента обретения страной независимости в 1948 году не давало рохинджа бирманского гражданства, кроме ряда отдельных случаев, связанных с личными заслугами. Между араканцами и рохинджа не раз в прошлом возникали конфликты, переходившие в боестолкновения и погромы. Однако военные правительства, правившие Бирмой с начала 1960 годов до 2011 года, жестко подавляли любой намек на конфликт, и проблема рохинджа, казалось бы, уходила в прошлое.
Недетское лицо свободы
Демократические реформы, к которым приступило в 2011 году первое за 50 лет гражданское выборное правительство Бирмы, уже называемой Мьянмой, помимо положительных результатов принесли еще и большую свободу выражения национальных чувств. В Аракане это означало возобновление застарелой ненависти к "захватчикам" — рохинджа.
С 2011 года в штате стали происходить беспорядки между араканцами и их мусульманскими соседями, перешедшие со временем в открытую войну с десятками погибших и тысячами беженцев.
Местные чиновники бирманской администрации и военные не в состоянии полностью прекратить эту войну, не поставив себя в положение изгоев в собственной общине: огромное большинство бирманцев, коренных жителей Мьянмы, считают, что рохинджа в Мьянме не место.
Конец сухопутной "крысиной тропы"
Когда где-либо возникает этнонациональный конфликт, а тем более, если этот конфликт возникает в регионах с отсталой экономикой, там мгновенно появляются "перевозчики в светлое будущее" — контрабандисты людей. За деньги они нелегально перевозят желающих переселиться в более развитую страну.
Для рохинджа заветной целью стали соседние, более развитые и при этом мусульманские страны Юго-Восточной Азии: Малайзия и Индонезия. С 2011 года по настоящее время тысячи рохинджа были контрабандой, "крысиными тропами", провезены через всю территорию Таиланда с северо-запада на юг в Малайзию.
Операции контрабандистов, щедро раздававших взятки, оказались настолько успешными, что мировая общественность узнала о ситуации только весной этого года, когда в южном Таиланде были найдены захоронения нелегальных мигрантов-рохинджа на территории спрятанных в джунглях лагерей, где люди месяцами ждали переправки в Малайзию.
Таиландские силы безопасности за две недели, прошедшие после обнаружения захоронений, нашли все лагеря на таиландской территории, к тому времени уже брошенные, и арестовали более 30 организаторов нелегальной миграции, включая как рохинджа и малайцев, так и граждан Таиланда, в том числе нескольких местных чиновников. Еще более 40 фигурантов дела пока находятся в розыске.
Кризис в Андаманском море
Обрыв контрабандной "цепочки" на суше привел к тому, что контрабандисты переключились на морской путь нелегальной миграции. Рохинджа стали перевозить в деревянных лодках и старых, тоже деревянных, рыболовных траулерах. Суда, мало приспособленные к длительному плаванию, шли перегруженными.
В течение недель более 7 тысяч мигрантов на таких суденышках двигались в сторону Малайзии и Индонезии по волнам Андаманского моря. Но ни в Малайзии, ни в Индонезии, ни в Таиланде "людей в лодках" принимать не пожелали: везде их встречали катера военно-морских сил, беженцам выдавали воду, еду и лекарства и опять "выталкивали" в нейтральные воды.
Мигранты, таким образом, неделями оставались в море. Более 300 рохинджа погибли в кораблекрушениях только за последние несколько недель.
Куда девать рохинджа?
В мае под давлением США и Евросоюза Малайзия и Индонезия разрешили нескольким тысячам рохинджа пристать к берегу и организовали для них временные лагеря на своей территории.
Индонезия не настроена разрешать рохинджа селиться на своей территории навсегда. Высшие чиновники Малайзии в последние дни выступали с идеей расселения рохинджа на одном из островов, принадлежащих Малайзии, но на материковую часть страны они рохинджа пустить не готовы.
Таиланд отказывает рохинджа в убежище. Позиция страны: кормить, поить, лечить мигрантов, а потом перевозить в Малайзию во временные лагеря. Этим сейчас занята группа кораблей военно-морских сил страны, в состав которой входит большой десантный корабль "Ангтхонг" с развернутым полевым госпиталем и десантными кубриками, рассчитанными на 350-500 человек.
Мьянма не желает принимать обратно нелегально выехавших рохинджа, считая их жителями Бангладеш. Военные моряки Мьянмы пропускают суда рохинджа к берегам штата Аракан, где мигрантов помещают в фильтрационный лагерь, в котором определяют, кто из них является бенгальцем, а кто — рохинджа из Мьянмы.
В начале этой недели по договоренности между дипломатами Мьянмы и Бангладеш в Аракане были "отфильтрованы" 208 человек. 200 из них оказались бенгальцами и отправились в Бангладеш, и только восемь были признаны мьянманскими рохинджа и остались в лагере.
Бангладеш находится на восьмом месте в мире по численности населения (142 миллиона человек) и на 92-м по территории. Принять на постоянное жительство 7 тысяч рохинджа для Бангладеш, конечно, проблемы не составит, но неизвестно, захотят ли сами рохинджа отправиться жить на перенаселенную прародину.
Возможные варианты
Кроме стран Южной и Юго-Восточной Азии к проблеме рохинджа проявили значительный интерес Евросоюз и США. Но если Евросоюз ограничивается призывами к доброму человеческому отношению к мигрантам, то представители США уже сделали несколько заявлений, из которых следует, что Америка может рассмотреть вопрос о переселении на свою территорию неопределенного пока количества беженцев.
Однако на конференции по рохинджа в Бангкоке в пятницу США выступит только как наблюдатель.
Острота проблемы постепенно снижается: около 2 тысяч рохинджа вернулись на своих лодках в Аракан или отправились в Бангладеш. Еще почти 3 тысячи теперь находятся во временных лагерях в Малайзии и Индонезии. Но около 2 тысяч человек, в надежде на светлое будущее доверившихся контрабандистам, все еще живут в море на деревянных баркасах и траулерах, готовых пойти ко дну в любую минуту.