БАНГКОК, 24 мая — РИА Новости, Евгений Беленький. Новый закон о народонаселении, принятый в Мьянме в прошлую пятницу, прямо не относится к гуманитарному кризису рохинджа, этнических бенгальцев-мусульман, массово бегущих из мьянманского штата Аракан (Ракхайн), однако именно кризис в Аракане стал одним из факторов, подтолкнувших руководство Мьянмы к принятию этого закона.
Закон: рожать не чаще, чем раз в три года
Особенность нового закона, подписанного в пятницу президентом Мьянмы Тейн Сейном, состоит в том, что этим законом впервые в истории демографически благополучной Мьянмы вводится возможность для властей контролировать рождаемость в отдельных регионах страны.
Закон вызвал широкую негативную реакцию со стороны правозащитных организаций в Мьянме и за рубежом. США в лице заместителя госсекретаря за несколько часов до принятия закона убеждали руководство Мьянмы отказаться от его ведения. Вслух речь шла о том, что новый закон ограничивает права женщин. Однако главное противоречие закона, о котором вслух говорили меньше — это тот факт, что он принят в Мьянме, в которой никогда не стояла и не стоит проблема перенаселения.
50 лет гражданской войны и этно-национальные отношения
В стране более 30 крупных и десятки мелких национально-этнических групп, большинство из которых компактно проживают в нескольких национальных штатах. Мьянма — унитарное государство, однако большую часть своей послевоенной истории она называется Союзом, не в смысле федерального устройства, а в смысле союза племен и народов, совместно боровшихся против британского империализма и японского фашизма и милитаризма, и победивших в 1948 году, когда Мьянма, тогда называвшаяся Бирмой, обрела независимость.
С 1949 по середину 90-х годов прошлого века эти же племена и народы находились в состоянии гражданской войны друг с другом, а точнее — всеобщей войны периферии против центральной власти бирманцев, составляющих большинство населения страны. С 1962 по 2011 год страной управляли военные правительства, главной задачей которых оставалось сохранение ее целостности и суверенитета. Эта задача продолжает оставаться главной и для гражданского правительства наших дней: за столько лет фактической "военной автономии" местные элиты в национальных штатах настолько привыкли чувствовать себя хозяевами в широком пограничном поясе Мьянмы, что, сознательно или несознательно, они все еще продолжают молча угрожать центру развалом страны.
В такой ситуации закон, способный ограничить рождаемость "в отдельных регионах и местностях" выглядит, по меньшей мере, неоднозначно.
Однако серьезного протеста против нового закона со стороны национальных меньшинств пока нет, и в ближайшее время не предвидится: в Мьянме всем ясно, чью рождаемость собирается "в случае необходимости" ограничивать правительство. На эту тему в стране существует давний консенсус: ограничивать будут рождаемость мьянманских мусульман — выходцев из Бангладеш, называемых в Мьянме "рохинджа", китайцев-мусульман, мусульман индийского и пакистанского происхождения.
Конфликт с 30-летней историей
До конца 70-х годов прошлого века в Бирме не было жестких противоречий между собственно бирманцами и другими народами, исповедующими буддизм, и представителями иных конфессий. С христианами — протестантами и католиками, которых в стране немало, особенно среди горных племен, таких проблем нет до сих пор. Конфликт бирманского центра с политическими и военными формированиями этих народностей в период гражданской войны был не религиозным, а политическим.
Бирманские мусульмане раньше тоже бесконфликтно жили бок о бок с бирманцами в различных регионах страны, несмотря на тот факт, что бирманцы считали их иностранцами, проживающими на территории Бирмы. Рохинджа, например, в Бирме (сегодняшней Мьянме) считают жителями Бангладеш, поселившимися на территории Мьянмы, хотя бенгальцы-рохинджа появились в приграничном с Бангладеш штате Аракан (Ракхайн) задолго до возникновения самой Бангладеш, еще во времена Британской империи, частью которой была тогда и Бирма.
В самом начале 80-х годов в Бирме зародилось буддийское антимусульманское движение, существующее до сих пор в условиях подполья и занимающееся раздуванием любой искры конфликта между буддистами и мусульманами. Именно это движение спровоцировало кровавые столкновения и погромы рохинджа в Аракане, и столкновения с мусульманами из других народностей в центральной Мьянме в последние три года. Руководят движением несколько буддийских монахов, а монахи рангом пониже лидируют во время погромов непосредственно на городских улицах.
В годы правления военных диктатур антримусульманские настроения среди бирманцев сдерживались тоталитарной политической системой. С началом демократических реформ, после 2011 года, конфликт из невидимой сферы перешел в видимую.
Мьянманские "протоколы сионских мудрецов"
Движение против мусульман началось когда-то с памфлета, распространенного бирманским "самиздатом" в 1981 году, в котором приводилась "дословно" некая "программа бирманских мусульман", якобы созданная руководством подпольной организации, объединяющей всех мусульман Бирмы (Мьянмы), ставящая задачу превращения страны из преимущественно буддийской в полностью мусульманскую за 50 лет.
"Мусульмане, знайте: бирманские женщины продажны и всегда завидуют богатству. Покупайте их, женитесь на них и производите многочисленное мусульманское потомство. За пятьдесят лет Бирма может стать нашей", — "цитировал" памфлет "программу бирманских мусульман".
"Документ" очень быстро распространился по стране, и вскоре в буддийских монастырях начала формироваться широкая подпольная сеть антимусульманских организаций. Военное правительство генерала Не Вина пыталось с этим бороться, но проиграло: к концу 80-х годов организация пополнилась сотнями офицеров вооруженных сил страны, многие из которых занимали высокие должности как в армии, так и в правительстве.
Ведомая наиболее радикальной частью монашества, подпольная антимусульманская организация, точное самоназвание которой до сих пор неизвестно, превратилась в подобие масонской ложи, способной незаметно лоббировать антимусульманские интересы в правительстве. А мысль о планах мусульман превратить Мьянму в исламское государство прочно засела в головах огромных масс населения. По мнению ряда экспертов, именно эта организация пролоббировала принятие нового закона о народонаселении Мьянмы.