Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Руководство престижного театрального фестиваля "Золотая маска" отбивается от обвинений в русофобии, которые озвучил заместитель министра культуры Владимир Аристархов. А само министерство сообщило, что позиция Аристархова — его личное мнение.
Выступая на одном из совещаний министерства, Аристархов заявил, что "Золотая маска" поддерживает постановки, которые, по его мнению, "очевидно провоцируют общество, очевидно содержат элементы русофобии, презрение к истории нашей страны, и сознательно выходят за нравственные рамки". Имеет ли право государство поддерживать "Золотую маску"? "Наверное, не имеет", — считает Аристархов (цитата по тексту, приведенному на сайте "Золотой маски").
Заместителю министра ответили президент фестиваля Георгий Тараторкин, а также Игорь Костолевский (был членом жюри фестиваля) и Константин Райкин (и лауреат премий "Золотая маска", и член жюри). Напоминая о том, какой тщательный отбор проходят спектакли для фестиваля и премии, театральные деятели подчеркивают, что их задача — "не допустить раскол в театральной среде, не превратить творческий мир в поле политических войн" и призывают к тому, чтобы все усилия были направлены на "диалог и взаимное уважение различных представителей культуры".
Перерастёт ли дискуссия в противостояние?
На недавнем заседании комиссии Общественной палаты по культуре (где также присутствовал и замминистра) она назвала это попыткой встать между художником и зрителем. "У нас, кто работает в театре, возникает вопрос — а кто это будет проверять? Спектакли Додина, Штайна, Уилсона, Волчек, Захарова. С какой точки зрения, кто эти люди и почему они должны проверять эти спектакли?".
Конечно, опасения возврата к цензуре советских времен высказывают — прямо или косвенно, открыто или в театральных кулуарах, — многие режиссеры, артисты и критики. Актуальная тема, особенно после скандала вокруг новосибирской постановки "Тангейзера". Тогда министр культуры Владимир Мединский, уволив директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича, всё же пообещал театральным деятелям, что возвращения к предпросморам и навязывания худсоветов не будет. "Свобода творчества не ставится под сомнение", — заявил Мединский.
Свобода творчества как абсолютная ценность
Абсолютной ценностью, такой же, как, например, и свобода вероисповедания, еще ранее назвал свободу творчества и народный артист СССР Олег Табаков, подчеркнув, что цензура в любом её проявлении, в том числе государственном, — опасна.
Режиссер, любовь зрителей к которому безгранична, считает, что не нужно преследовать любого, кто, по мнению общества или его особо ранимых представителей, нарушил в своем произведении нормы морали, задел чувства. Гораздо важнее "вести диалог, дискуссию, убеждать, спорить, совестить, в конце концов".
Кстати, в этом же году на фестивале номинантов на высшую театральную премию "Золотая Маска" был представлен и спектакль "KILL" режиссера Тимофея Кулябина (он же поставил и "Тангейзера"). В авторской версии (это теперь лучше подчёркивать — чтобы не было недоразумений) классической пьесы Шиллера "Коварство и любовь" вновь много отсылок к христианству. Основной конфликт этой драмы основан на социальном неравенстве (любовь мещанки и сына президента). Но главное, что "там всё пропитано такой религиозностью и богобоязнью, что именно отношения с Богом становятся одним из мотивов поступков героев", подчеркнул Тимофей Кулябин.
Спектакли для участия в фестивале и премии "Золотая маска" каждый год отбираются разными экспертными советами. Среди лауреатов — "Вишневый сад" Льва Додина; "Дядя Ваня" и "Евгений Онегин" Римаса Туминаса, "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Дмитрия Чернякова (в Мариинском театре), а также, к примеру, "Рассказы Шукшина" Алвиса Херманиса (посмотреть этот спектакль в День народного единства приезжал в Театр наций президент Владимир Путин).
Что же касается недавних высказываний на совещании Минкульта в Туле заместителя Мединского — Владимира Аристархова — то не могу не привести еще одну цитату:
"Когда классика сводится к грубым инстинктам, когда под флагом права на интерпретацию мы видим не классику, не Пушкина, Гоголя и наших других великих драматургов, мы видим совершенно иное, что под маской, что под "Золотой Маской" классики протаскивают чуждые нам ценности".
В пресс-службе Министерства культуры РФ так прокомментировали сетевому изданию m24.ru слова замминистра:
"Выступление Владимира Аристархова отражает его личную позицию. Официальная позиция ведомства по этому вопросу в настоящее время формируется".