ТОКИО, 28 мая — РИА Новости, Иван Захарченко. Россия выступает за возобновление прерванных шесть лет назад шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова и не видит никаких альтернатив этому формату диалога для обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии, заявил в интервью РИА Новости посол МИД РФ по особым поручениям Григорий Логвинов.
Переговоры "шестерки" по ядерной проблеме с участием высокопоставленных дипломатов России, Китая, США, Японии, КНДР и Южной Кореи были начаты в Пекине в 2003 году, чтобы не допустить появления атомной бомбы у Пхеньяна. Опасаясь угрозы со стороны США, КНДР тайно создала и в 2006 году провела первое испытание ядерного оружия. Переговоры были прекращены, не достигнув ни одной из поставленных целей.
Нынешние попытки ряда участников переговоров сговориться против КНДР и усилить против нее санкции Логвинов назвал контрпродуктивными.
В Токио в четверг он принял участие в 25-й сессии неформального Диалога по сотрудничеству в Северо-Восточной Азии с участием представителей научных кругов и правительственных чиновников стран региона.
По его словам Логвинова, северокорейская сторона — неотъемлемая часть шестисторонних переговоров и с ней надо считаться.
"Ни о каких сговорах за спиной речь не идет, мы этого категорически не допустим", — подчеркнул Логвинов.
Как отметил дипломат, речь идет о том, чтобы учитывать "реальные озабоченности всех сторон".
"Мы хотим продолжения диалога со всеми сторонами, не претендуем на истину в последней инстанции, готовы выслушивать наших партнеров и, разумеется, с северокорейской стороны — неотъемлемой части переговорного процесса", — подчеркнул Логвинов.
По сообщениям из Сеула информационного агентства Рёнхап, переговорщики по ядерной проблеме из США, Японии и Китая условились в минувшую среду усилить давление и санкции против КНДР, продолжая одновременно попытки вернуть дипломатов этой страны за стол переговоров.
"Заявления об усилении давления и нажима контрпродуктивны, и ни к чему позитивному привести не смогут", — сказал дипломат.
"Здесь речь идет о том, чтобы учитывать реальные озабоченности всех сторон. И это должно быть не в декларативной форме, а в виде конкретных действий по военно-политической разрядке", — подчеркнул он.
Логвинов видит выход из ситуации в "снижении уровня военной активности". Причем, военная активность проявляется всеми сторонами, сказал посол по особым поручениям.
"Нельзя заранее исходить из того, что есть кто-то "бедный" и "обиженный" и подвергаемый угрозе, а другие нет. Как показывает опыт, движение может быть только взаимным. Невозможно требовать односторонних уступок какой-то только одной стороны", — подчеркнул он.
Нужно запускать "что-то вроде мини-Хельсинкского процесса (перестройки международных отношений) в региональном масштабе", — сказал Логвинов, который одно время возглавлял рабочую группу по созданию регионального механизма безопасности в рамках шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова.
Рабочая группа по региональной безопасности, последнее заседание которой в рамках "шестерки" состоялось в 2009 году, по словам Логвинова, "была одной из самых результативных".
"Мы разработали тогда и согласовали руководящие принципы безопасности и мира в Северо-Восточной Азии. И когда мы дальше работали над ними, стало ясно, что огромное количество формулировок и положений из Заключительного акта Хельсинкского совещания от 1975 года полностью применимы к нынешней ситуации в Северо-Восточной Азии", — пояснил Логвинов.
На данный момент, по его словам, возобновление шестисторонних переговоров "находится в плоскости согласования подходов". Каких-либо конкретных предложений у сторон относительно сроков пока нет.
Россия, подчеркнул Логвинов, считает безальтернативным формат "шестерки" по КНДР, как и председательство Китая на этих переговорах. По его словам, не подлежат сомнению и основные положения, отраженные в совместном заявлении делегаций шестисторонних переговоров от 19 сентября 2005 года, где зафиксирован принцип "заверения в обмен на заверения, действия в ответ на действия".
Подключение МАГАТЭ
Россия считает необходимым подключить к шестисторонним переговорам представителей Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), сообщил Логвинов.
"Мы считаем необходимым участие экспертов МАГАТЭ, но не как стороны переговоров — их всего шесть, а для предоставления экспертных услуг. В любом случае, вопрос денуклеаризации Корейского полуострова должен решаться в рамках норм и правил Договора о нераспространении ядерного оружия и МАГАТЭ", — заявил Логвинов.
Как сообщалось ранее, именно эксперты МАГАТЭ занимались проверкой выполнения КНДР обязательств по замораживанию экспериментального ядерного реактора в Йонбёне, в 100 километрах к северу от Пхеньяна. Однако напрямую в переговорах они не участвовали, а только выполняли работу по проверке выполнения достигнутых "шестеркой" договоренностей.
Российский эксперт, директор Центра азиатской стратегии Института экономики РАН Георгий Толорая, также принимающий в Токио участие в диалоге по сотрудничеству в Северо-Восточной Азии, заявил в интервью РИА Новости, что утверждения о попытках США и их союзников "вернуть" КНДР за стол переговоров представляют собой "подмену понятий".
"Это вообще какая-то подмена понятий: КНДР, наоборот, всегда была согласна на шестисторонние переговоры без каких-либо условий, а США требуют от Пхеньяна в качестве условия "проявить искренность" и реальные шаги к денуклеаризации, то есть разоружению", — сказал Толорая.
"Шестерка" по КНДР, по его словам, способна установить единые правила игры для региона. Однако, как отмечает эксперт, "на самом деле никто в этом не заинтересован: американцев устраивает ситуация и так, Южная Корея надеется, что может произойти объединение, Япония вообще своей позиции пока не имеет".
"Так что не понятно, о чем договариваться. Но для России "шестерка" — это лучший вариант, иначе она просто окажется выкинутой из процесса урегулирования", — считает Толорая.
Вместе с тем, он уверен, что иного пути для создания совместного механизма безопасности в Северо-Восточной Азии помимо формата "шестерки" не существует, хотя вряд ли такой механизм в ближайшее время возможен ввиду напряженности в российско-американских отношениях.