В московском центре Digital October прошел ежегодный форум по бизнес-аналитике SAS Forum Russia 2015, крупнейший в России и странах СНГ. О развитии аналитических продуктов для бизнеса в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор компании SAS Россия/СНГ Валерий Панкратов.
— Валерий Юрьевич, расскажите о задачах SAS на российском рынке.
— Наша компания основана 39 лет назад, и основным направлением нашей работы была и остается статистическая обработка данных. Мы успешны в этой области и входим в число лидеров как рынка аналитических решений в целом, так и отдельных его сегментов, например, решений для противодействия мошенничеству, управления многоканальными маркетинговыми кампаниями, корпоративного управления данными. На российском рынке у нас самая большая экспертиза в сегменте решений для управления рисками. Мы реализовали свыше 60 проектов по управлению рисками, и 10 из 10 крупнейших банков страны пользуются нашими решениями.
Если же говорить об отраслях, то традиционно наша аналитика востребована в финансовом секторе, телекоме, у нас многолетние отношения с РЖД и заказчиками в энергетике. Также сейчас мы видим большие перспективы в розничной торговле и государственном секторе. Мы реализовали в этих сегментах первые проекты и можем уверенно говорить, что лучший опыт компаний и организаций из других стран успешно адаптирован к российской действительности и может тиражироваться. Что касается технологий, то здесь Россия идет практически в ногу с остальным миром. Так же, как наши коллеги в других странах, последние несколько лет мы реализуем проекты в области больших данных и мобильной аналитики. Это in‑memory‑ и grid‑вычисления, интерактивная отчетность на мобильных устройствах, обработка потоков данных в реальном времени, анализ неструктурированных данных из интернета. То же самое касается облачных вычислений. В этой области мы также ведем активную работу, и с этого года российском офисе SAS появилось отдельное направление аналитики в облаке.
— Какие аналитические продукты популярны у отечественного потребителя?
— На российском рынке в 2014 году самое большое внимание клиенты уделяли продуктам для автоматизации маркетинговых коммуникаций, используемым при построении целевых маркетинговых кампаний. На втором месте по популярности — продукты, связанные с анализом рисков. Основными их потребителями являются банковский сектор и государственные структуры. Это две основные категории клиентов, которые тщательно относятся к планированию своей деятельности. Стоит отметить, что "Риски" — это многогранная категория, в которую входят несколько связанных между собой решений, позволяющих управлять кредитным риском, риском ликвидности, операционными рисками, рисками мошенничества, отмывания доходов и другими. На основе рискового подхода можно также снижать уровень преступности и управлять расследованиями.
Третья важная категория, которая интересует наших потенциальных клиентов и в которой наша компания занимает достаточно большую долю рынка, — это продукты по углубленной аналитике. Здесь очень большой спектр предложений — от инструментов data mining для поиска скрытых взаимосвязей до инструментов предсказательной аналитики, построения оптимизационных моделей, прогнозирования событий и трендов. Это направление приносит нам около 25% всей выручки.
Не могу не отметить и другие наши продукты — управление цепочками поставок, управление эффективностью, противодействие мошенничеству и безопасность. Интерес к аналитике на отечественном рынке растет, хотя в разных направлениях по-разному. В целом же последние несколько лет динамика наших продаж идет только по нарастающей — рост в среднем составляет 30% в год.
— Как часто вы обновляете линейку продуктов?
— Инструментарий эволюционирует и развивается достаточно быстро. Появляются новые инструменты, существующие — обновляются, переносятся в высокопроизводительную среду и в облако. В зависимости от того, о каком продукте идет речь, новый релиз может выходить до двух раз в год. На этот процесс влияют как развитие технологий, рост объемов информации и появление новых задач, так и непосредственно запросы пользователей. Например, новые продукты, которые уже вышли в текущем году, были ответом на растущую угрозу кибер-преступности и новых видов мошенничества, когда противоправные действия совершаются на уровне программного кода. Появился отдельный инструмент для управления моделями оценки риска. На сегодняшний день у нас в линейке порядка 200 продуктов. Некоторые из них являются платформенными и выступают составной частью более тяжелого, объемного предложения, которое с каждым годом пополняется новыми продуктами.
— Какие информационные системы и источники данных вы используете?
— Что касается источников информации, то решения SAS могут подключаться ко всей необходимой и доступной информации, которая только существует в мире. Это биллинговые системы (CPM), текстовые файлы, видеоинформация, фотографии, социально-демографические профили, международные библиотеки мошеннических схем или случаев реализации операционного риска и многие другие данные, необходимые для глубокого анализа, имеющего практическую ценность для компании или организации.
— Существуют ли на сегодняшний день проблемы на рынке аналитики, каковы пути их решения?
— Я бы говорил не столько о проблемах, сколько об определенных барьерах в восприятии наших технологий. Прежде всего, это связано с культурой работы и обработкой данных. Есть компании, которые считают, что количество и качество данных недостаточно высоки и предоставить полноценную выборку и анализ невозможно. В действительности это не так. Сегодня достаточно много алгоритмов, с помощью которых мы можем дать исчерпывающий анализ той или иной ситуации даже на малых выборках данных. Кроме того, можно воспользоваться внешними базами данных. Второй барьер — необходимость в дополнительном обучении пользователей. Чтобы уметь пользоваться инструментом, этому нужно учиться. Мы заинтересованы в том, чтобы наши клиенты умели пользоваться нашими решениями и извлекать с их помощью пользу. Поэтому мы всегда предлагаем клиентам широкий выбор вариантов обучения, программ и отдельных курсов в нашем учебном центре.