БРЮССЕЛЬ, 22 мая — РИА Новости. Проект "Восточного партнерства" сразу был нацелен на то, чтобы оторвать страны этой программы от России, считает глава российской дипломатической миссии при Евросоюзе Владимир Чижов.
"Основа "Восточного партнерства" изначально была двусмысленная, что и подтвердили последующие события", — заявил высокопоставленный дипломат российским журналистам в пятницу в Брюсселе.
Он коротко изложил "предысторию появления на свет "Восточного партнерства".
"А в 2009 году в качестве своего рода ответа на эту инициативу два известных политика, которые в то время возглавляли министерства иностранных дел своих стран — Радослав Сикорский в Польше и Карл Бильдт в Швеции — выступили отцами-основателями "Восточного партнерства". У нас, естественно, тогда, в 2009 году, сразу появились вопросы: что это, зачем и на что направлено?", — продолжил российский дипломат.
По его словам, стало совершенно очевидно, что Россия "как страна-участница этой затеи изначально не имелась в виду". "Ну, и нам тоже было понятно, что Россия не является и не будет являться ни объектом, ни субъектом данной инициативы. Но при этом мы предложили Евросоюзу рассмотреть возможные конкретные проекты, которые могли бы представлять интерес как для Евросоюза, так и для России и фокусных государств на трехсторонней основе", — сказал постпред.
"Вот прошло шесть лет, и за все это время Евросоюз ни разу ни с одним проектом к нам не обратился, что не могло не укрепить нас в мысли о том, что политическая цель данной инициативы не направлена на взаимодействие с Россией, а наоборот: весь этот проект по большому счету преследует цель оторвать фокусные страны от России и является инструментом некой искусственной конкуренции с ней за регион, который они сами называли "общим соседством", — пояснил Чижов.
Он полагает, что фокусные страны, по сути дела, поставили перед "искусственной, придуманной дилеммой: либо с ЕС, либо с Россией".
"Эта линия, — подчеркнул постпред, — усилилась после того, как на свет появилась Евразийская экономическая интеграция. Хотя линия эта существовала и до рождения "Восточного партнерства". Я хорошо помню, как накануне расширения Евросоюза на страны Центральной и Восточной Европы 2004 года не скрывался лозунг: "Либо вперед к светлому будущему с ЕС, либо назад в темное прошлое с Россией". Вот этот менталитет, к сожалению, очень живуч, и в ходе реализации концепции "Восточного партнерства" не раз проявлялся. Но при этом формально, да, нас заверяли шесть лет назад и все последующие шесть лет: "Восточное партнерство" не направлено против чьих бы то ни было интересов, в том числе и российских. Не убедительно!" — заявил постпред РФ при Евросоюзе.