Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
21 мая завершились 11-дневные маневры "Морское взаимодействие — 2015" ВМФ России и ВМС Китая. Активная фаза маневров началась 18 мая, в Восточной части Средиземного моря, и состояла из четырех основных эпизодов.
Корабли и экипажи
У каждого типа кораблей — своя специализация и своя роль в сценарии маневров. К примеру, главное оружие ГРКР "Варяг" — противокорабельный ракетный комплекс П-1000 "Вулкан", восемь спаренных пусковых установок. А еще гвардейский ракетный крейсер несет на борту зенитный ракетный комплекс С-300ФМ "Форт" коллективной ПВО, то есть может защитить крупную группировку кораблей от массированных ударов средствами воздушного нападения — самолетов, противокорабельных крылатых ракет (в том числе на предельно малых высотах). Сложением усилий и возможностей оружия группировка кораблей России и Китая превратилась в единый многофункциональный боевой организм, контролирующий огромное пространство.
Участники учений выполнили элементы радиационной, химической и биологической защиты объединенной группировки. В темное время суток отработали управление силами в море с использованием светотехнических средств связи, маневрирование в строях в составе четырех тактических групп (это и днем непросто, ведь в море нет дорожной разметки). В боевых условиях дистанция между кораблями в строю (ордере) определяет эффективность взаимодействия.
В море экипажи также отработали элементы конвоирования гражданских судов (их имитировали БДК "Александр Шабалин" и "Александр Отраковский", морской буксир МБ-31, корабль снабжения ВМС Китая "Вэй Шаньху"), и пополнили запасы на ходу.
Результаты докладывали руководству учениями — заместителю главнокомандующего ВМФ России вице-адмиралу Александру Федотенкову и заместителю командующего ВМС Китая вице-адмиралу Ду Цзинчэню — по каналам видеоконференцсвязи и специальной связи. Руководство находилось на Черноморском побережье России.
Между Грецией, Турцией и Египтом
20 мая российско-китайская группировка кораблей отработала эпизод антипиратских действий в восточной части Средиземного моря.
По сценарию учений, российские и китайские военные моряки совместно оказали помощь кораблю, терпящему бедствие. Освободили захваченное пиратами судно. Отработали элементы досмотра, ареста и сопровождения подозрительного плавсредства. С учетом языкового барьера моряков двух стран требовалось внедрить в экипажах единые алгоритмы и нормативы.
Совершенствуя систему управления, в ночь на 21 мая боевые корабли в составе четырех тактических групп выполнили задачи совместного маневрирования по вводным командира объединенной группировки в море капитана 1 ранга Александра Окуня.
В завершение активной фазы учений "Морское взаимодействие — 2015" российские и китайские корабли атаковали условного подводного противника реактивными глубинными бомбами, выполнили артиллерийские стрельбы по морским целям, с практическим применением комплексов радиоэлектронной борьбы. При выполнении всех 8 артиллерийских стрельб и 4 стрельб реактивными глубинными бомбами военные моряки двух стран продемонстрировали высокую слаженность и точность.
Штаб объединенного руководства учениями (в населенном пункте Дивноморск Краснодарского края) подвел итоги. Руководитель от российской стороны вице-адмирал Александр Федотенков оценил маневры на "отлично". Он отметил безупречность действий системы управления — штаба объединенного руководства на берегу, командования объединенной группировки на борту ГРКР "Москва" и командования тактических групп.
Очередное совместное учение ВМФ России и ВМС Китая состоится в августе 2015 года в Японском море.
Все этапы российско-китайских учений в Средиземноморье отслеживал на расстоянии современный американский эсминец типа "Арли Берк". Корабли этого проекта изготовлены с использованием стелс-технологий, вооружены управляемыми ракетами различных типов, имеют систему управления "Иджис" (Aegis) и аппаратуру радиоэлектронной борьбы. В "Иджис" есть подсистемы вывода информации, передачи данных на другие корабли и системы, поэтому наши западные партнеры на расстоянии в тысячи километров могли в режиме реального времени получать вполне объективную информацию о российско-китайских маневрах "Морское взаимодействие — 2015".
Немотивированная тревога
В мире внимательно наблюдают за укреплением военно-морского взаимодействия России и Китая. К примеру, озабоченность далекими средиземноморскими маневрами высказала японская газета Mainichi: "4 мая перед саммитом министров иностранных дел представители НАТО сообщили, что Греция согласилась принять силы быстрого реагирования в составе пяти тысяч человек, которые могут быть развернуты в течение 48 часов. Греция выходит в Средиземное море, Северную Африку и на Ближний Восток. Суть создания военной базы в Греции состоит в том, чтобы оказать давление на Россию, которая расширяет свое влияние в Средиземном море и на Ближнем Востоке. В настоящее время в Средиземном море проходят российско-китайские военные учения… По информации британской BBC и других информагентств, два китайских и шесть российских военных кораблей отрабатывают в море запуски ракет. У России, поддерживающей сирийского лидера Башара Асада, есть военная база в Сирии, которая имеет выход в Средиземное море. В феврале Россия заключила соглашение с Кипром, в рамках которого российские боевые корабли получили возможность заходить в порты островного государства".
Ранее японское англоязычное издание The Diplomat с тревогой отмечало успехи модернизации военно-морских сил КНР, которые стабильно развиваются по всем направлениям, с увеличением частоты, сложности и удаленности китайских военно-морских операций. В этой связи автор публикации — доцент кафедры стратегических исследований Военно-морского колледжа США Андрей С. Эриксон — прогнозирует дальнейшее развитие Пекином своих возможностей "бесконтактной войны", обострение территориальных споров и рост военной опасности в Мировом океане.
К заочной дискуссии подключилась и китайская газета Хуаньцю шибао, в которой сотрудник Исследовательского института военной науки ВМС КНР Чжан Цзюньшэ постарался точнее расставить акценты: "Надо правильно трактовать российско-китайские военно-морские учения в Средиземном море… Объем перевозок по морю составляет более 80 процентов от всего международного грузооборота. 80-90 процентов экспорта и импорта Китая тоже идет за счет морского транспорта. Поэтому Россия и Китай, проводя учения по улучшению охраны безопасности судоходства в удаленных районах, не только преследуют свои собственные интересы, но и помогают обеспечивать безопасность морских перевозок в Мировом океане".
И в подтверждение этой миролюбивой политики Китай не делает резких движений даже в связи с появлением вблизи своих военных объектов, в спорных островных районах разведывательной авиации США, он лишь предупреждает.