Владимир Лепехин
В день Победы на улицы Москвы вышли полмиллиона москвичей. Куда там Болотной! Даже в самые активные годы перестройки на улицы столицы не выходило такое количество народа. Да может и вообще никогда не выходило за все время существования Москвы. Силища.
К сожалению, нашлись и такие, кому эта силища пришлась не по нутру. В частности, полумиллионная народная масса испугала некоторых российских чиновников. "А что если завтра вся эта махина, — рассуждают они, — развернется против нас? Может быть лучше купировать эту энергию — дабы чего не вышло".
Полагаю, что купировать энергию масс в ситуации утраты Россией темпов экономического роста в связи с введением Западом экономических санкций против нашей страны и началом войны против Русского мира было бы не только нецелесообразно, но и преступно.
Граждане России хотят действовать, и ради своей страны они, как мы видим, готовы терпеть экономические санкции, рост цен, снижение зарплат и много чего ещё. И это оружие массового созидания было бы глупо не использовать только потому, что какие-то нерадивые чиновники не знают, как использовать мирный атом.
Куда следует направить энергию масс
В нашей стране вот уже многие годы практически не растет производительность труда. И если главной причиной резкого снижения темпов экономического роста в России в последние несколько лет принято считать мировые кризисы (которые почему-то особенно больно бьют именно по российской экономике), то производственная и деловая активность в стране зависит преимущественно от внутренних и системных факторов.
Ключевые внутренние факторы развития — это востребованность народной инициативы и восприимчивость (или невосприимчивость) управляющей, производящей и иных систем к инновациям. Но как добиться того, чтобы естественные активности "снизу" могли бы проявить себя не путем редких, но "бессмысленных и беспощадных" всплесков эмоций где-нибудь на Болотной или в Бирюлево, но в созидательной деятельности на благо страны? И не только раз в году, но постоянно и каждодневно. И как добиться того, чтобы энергия масс стала востребованной в полной мере?
Главное условие запуска в России названного выше социального "реактора" — принципиальная смена взгляда на человека, на — как минимум — граждан Российской Федерации.
В советское время власть видела в людях, прежде всего, совокупность работников, реже — едоков, штыков и прочих функциональных единиц. В нынешнее квазирыночное время государство смотрит на народную массу в основном как на электорат и кластеры потребителей. А нужно, как я полагаю, отнестись к гражданам России как к СОотечественникам — партнерам по преобразованию страны, по наведению в ней порядка и обеспечению соответствующих условий для полноценной жизни будущих поколений. И здесь нужно понимать, что у пафосного слова "соотечественники" имеется давняя и объективная цивилизационная основа.
В статье "Чем конкретно русские люди отличаются от европейцев" автор этих строк отметил, что Русь-Россия возникла и состоялась как земледельческая, то есть СОЗИДАТЕЛЬНАЯ цивилизация, приправленная — уже в советское время — индустриально-технократической (то есть также созидательной) культурой. А созидательный архетип предполагает не только имманентную коммунитарность (общинность, коллективизм, солидарность) российского народа, но также его способность к самоотдаче во имя позитивных целей. В этом смысле в нашей стране могут быть решены любые по уровню сложности задачи — но только в созидательной парадигме.
Попытки навязать русскому человеку экономику, предполагающую обслуживание каких-либо внешних игроков или реализацию чисто коммерческих проектов, обречены на провал. Любая сервисная или бизнес-задача в нашей стране может быть решена, только если она будет поставлена (государством) как задача созидательная и сопряженная с интересами страны.
И это не авторская интерпретация каких-то процессов и явлений: сей вывод вытекает из логики русско-российского цивилизационного архетипа.
Энергия масс в экономической сфере
Главное направление приложения сил большинства населения страны — это, как ни крути, экономика. К сожалению, идеология "либеральных реформ" изначально не предполагала приобщение к созидательной деятельности широких слоев населения. В отличие от своих советских предшественников, считавших, что главным и единственным субъектом экономического управления (а также владения, распоряжения и т.п.) должен быть чиновник, нынешние либеральные стратеги уверены, что главным и единственным драйвером экономического развития должен быть частный бизнес и желательно — иностранный.
Что же касается широких народных масс, то сегодня им, увы, предложено заниматься малым бизнесом — по остаточному принципу. Это примерно как выйти на Тверскую не единым и мощным потоком космической энергии, а малыми, прижимающимися к обочине группками камикадзе, окруженными множеством контролеров и прихлебателей.
Кто-то, кто никогда не занимался малым бизнесом, наверняка заметит, что в последние годы в нашей стране предпринимается множество усилий для создания в России необходимых условий для развития малого бизнеса — и будет прав. Проблема, однако, в том, что усилия руководства страны часто сводятся на нет действиями миллиона чиновников, не прошедших должных кадровых подготовок, отборов, муштры и аттестаций и продолжающих пребывать в рыночном (коррупционном) рае "частно-государственного партнерства".
Стало быть, для того, чтобы народная инициатива заработала как ядерный реактор или первая ступень космической ракеты, выносящая страну на орбиту конкурентоспособного развития, нужны принципиально новые подходы к организации национальной экономики. И эти подходы, в общем-то, известны.
Это и развитие акционерного капитала с участием конкретных категорий населения, и внедрение инноваций в систему управления госкорпорациями и стратегическими активами, и ускоренное развитие муниципальных предприятий, и формирование трудовых мотиваций нового типа, и модернизация существующих систем территориального и отраслевого управления.
Это новая система организации ЖКХ с наделением жителей управляемых территорий долями в управляющих компаниях, защищенные законом профсоюзы, современные жилищные комьюнити и модернизированные монастырские, студенческие и иные артели.
Это также принципиально новое, антиолигархическое налоговое законодательство и методологически выверенная региональная политика, при которой, к примеру, моногорода из "черных дыр" на теле страны превращаются в "точки роста", а региональные и местные бюджеты начинают расти не столько за счет усилий мытарей, сколько за счет эффективного использования государственных и муниципальных активов.
Энергия масс в системе государственного управления
К сожалению, в конце XX века административный (а потому неэффективный) квазисоциализм был не просто заменен банальным олигархическим капитализмом: последний стал казаться многим вершиной и образцом современной экономической мысли и практики.
Сегодня становится ясно, что недостаток государственных институтов — такой же порок, как и ихо избыток. Отсюда — растущая потребность в том, чтобы уравновесить административные и рыночные механизмы так, чтобы в системе государственного управления заработали и реальная конкуренция, и "обратная связь", и эффективный контроль.
Добиться всего вышеперечисленного возможно только при принципиально новом устройстве региональной власти и реальном развитии местного самоуправления.
Вся система государственного управления в современной России должна соответствовать ценностям и идеалам "духовности", "справедливости" и проч. — тому, что, как все чаще подчеркивают российские дипломаты и политики, отличает созидательную Россию от потребительского Запада.