Рейтинг@Mail.ru
Восточные друзья ЕС хотят денег и свободы от обязательств - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Восточные друзья ЕС хотят денег и свободы от обязательств

© AFP 2024 / Emmanuel DunandШтаб-квартира Европейской комиссии в Брюсселе, Бельгия
Штаб-квартира Европейской комиссии в Брюсселе, Бельгия
Читать ria.ru в
Дзен
Страны проекта "Восточное партнерство" на предстоящем саммите в Риге надеются на деньги и преференции, но, судя по всему, их ждет разочарование, считает Иннокентий Адясов.

Иннокентий Адясов, член экспертного совета при комитете по делам СНГ Госдумы, для МИА "Россия сегодня"

Очередной саммит "Восточного партнерства" (ВП), который должен пройти в Риге 21-22 мая, позволит увидеть реальную картину конкуренции России и ЕС на постсоветском пространстве.

Кольцо друзей ЕС

Программа ВП разработана Брюсселем специально для Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины еще в 2008 году. И хотя ее заявленная цель — формирование политической ассоциации между Евросоюзом и постсоветскими государствами, а также их постепенная экономическая интеграция (без формального членства в ЕС), понятно, что проект направлен прежде всего на снижение российского влияния на постсоветском пространстве. Понятно и то, что ЕС, несмотря на все последние разочарования и критику, будет продолжать проект ВП.

Москве рано или поздно придется взаимодействовать с ЕС и ВП в вопросах членства Украины в двух ЗСТ одновременно (зона свободной торговли СНГ и такая же зона с ЕС) и доступа европейских товаров через территорию Украины и Молдавии на рынок ЕАЭС.

Формально ЕС заявляет о готовности к диалогу с Россией — предполагается, что в декларации Рижского саммита будет подчеркнута важность трехсторонних консультаций ЕС — Украина — Россия относительно ЗСТ. Но что реально будет стоять за этой формулировкой?

Москве, безусловно, надо отслеживать все движения по формированию "кольца друзей ЕС" — активизацию контактов ЕС с этими странами, стимулирование реформ, отвечающих потребностям европейского бизнеса, — хотя бы для понимания современных технологий продвижения интересов на постсоветском пространстве. И России надо четко понимать, что конкуренция с ЕС на этом пространстве будет становиться все жестче.

От Вильнюса к Риге

Чтобы понять, в какой ситуации "Восточное партнерство" подходит к новому саммиту, стоит вспомнить итоги предыдущего, который прошел в ноябре 2013 года в Вильнюсе.

Тогда Грузия и Молдавия парафировали соглашения об ассоциации с ЕС. Украина же в последний момент от этого отказалась, что и стало формальным поводом для начала "Евромайдана".

Уже после смены власти на Украине новые киевские власти подписали соглашение об ассоциации с Евросоюзом, хотя новый президент Порошенко был вынужден просить Брюссель перенести запуск зоны свободной торговли с ЕС на 1 января 2016 года — из-за опасения обвального сокращения экспорта в Россию и вообще на рынки ЕАЭС.

Для Украины последствия заключения соглашения об ассоциации с ЕС пока носят катастрофический характер.

За январь-апрель 2015 года экспорт украинских товаров в страны СНГ упал на 53%, или на 2,7 млрд долларов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И при этом Россия остается главным покупателем украинских товаров. На нее приходится 11,8% всего украинского экспорта.

Брюссель, действительно, отменил экспортные пошлины на товары с Украины, но при этом оставил в виде ограничений квоты и специфические требования собственных стандартов. Кроме того, рынок ЕС перенасыщен товарами, и поэтому там нет места экспорту из СНГ.

Пока Украина успешно продает в ЕС два вида продукции: початки кукурузы и чугунные чушки. Это товары с низкой добавленной стоимостью, и их экспорт не может дать большой прибыли для их производителей.

Нерадостна ситуация и с экспортом в страны ЕС из Молдавии: европейский рынок оказался практически полностью закрыт для молдавской продукции из-за действия нетарифных ограничений, прежде всего из-за требований сертификации. Как следствие, весь экспорт Молдавии в январе-марте 2015 года составил 488,2 млн долларов, что на 14,8% меньше аналогичного периода 2014 г.

Как сообщили в Национальном бюро статистики Молдавии, экспорт в Евросоюз все же вырос аж на 0,3% до 320 млн долларов. Но лукавство этой цифры состоит в том, что в экспорт включены и товары, произведенные из сырья, поставленного из ЕС.

В страны СНГ поставки из-за российского эмбарго, наоборот, сократились на 42,4% — до 104,1 млн долл. Они составили 21,3% от всего экспорта Молдавии.

В Риге Киев и Кишинев собираются поставить вопрос об облегчении доступа их продукции на рынок ЕС, но вряд ли Брюссель реально отроет свой рынок для продукции из стран ВП. Совсем не в том цель данного проекта. Понимая все это, Киев уже идет на практически открытый шантаж Брюсселя: постоянный представитель Украины при Европейском союзе Константин Елисеев сообщил, что Украина может отказаться от подписания документа на саммите в Риге, если он будет "не амбициозным".

Визовый вопрос

Мечты "восточных партнеров" о свободном перемещении по странам ЕС тоже пока остаются мечтами.
Действительно, и Киеву, и Кишиневу, и Минску, и Тбилиси в рамках ВП был обещан льготный визовый режим. Пока он предоставлен (хотя и с оговорками) только Молдавии.

Флаги Евросоюза возле штаб-квартиры Еврокомиссии в Брюсселе, Бельгия. Архивное фото
ЕК: Украина и Грузия не перейдут к безвизовому режиму в конце мая
"Мы знаем, что Грузия и Украина выражали желание получить безвизовый режим на Рижском саммите, но, конечно, по срокам это было слишком амбициозной целью", — заявила на днях спикер Еврокомиссии Наташа Берто.

Для Тбилиси это заявление — как холодный душ, поскольку безвизовый режим с ЕС для Грузии боле важен, чем торговые преференции.

Недовольна такой постановкой вопроса и Украина. Киев пытается давить на ЕС в этом вопросе. В частности, эту тему настойчиво продвигал украинский президент Петр Порошенко на недавней встрече с председателем Евросовета Дональдом Туском.

Впрочем, вряд ли призывы Порошенко и протекция Туска что-то смогут радикально изменить в позиции Брюсселя: ЕС боится неконтролируемого наплыва мигрантов из кризисной Украины и будет защищать свои границы от потока нежелательных гостей с востока.

Но ЕС может парафировать соглашение об облегчении визового режима с Минском. Белоруссия сейчас, судя по всему, начинает представлять особый интерес для ЕС, и Брюссель не будет скупиться на обещания — как это было в случае с Киевом и Тбилиси.

Война и энергоносители

Среди главных проблем, которые планируется обсудить в Риге — конфликт в Донбассе и поставки нефти из Баку.

Киев явно хочет использовать площадку саммита для демонстрации поддержки ЕС своей позиции в конфликте с непризнанными ДНР и ЛНР.

Президент Порошенко уже успел заявить, что Украина "нуждается в большей координации действий в вопросах мирного урегулирования и выполнения минских договоренностей между Европейским союзом и США".

Возможно, Киев на саммите вновь попытается поставить вопрос о введении миротворцев ЕС в зону конфликта.

Но вряд ли Брюссель готов сейчас выйти из формата "минских соглашений" (в этом формате ЕС представлен Германией и Францией), и, скорее всего, вопрос о возможной миротворческой миссии будет переадресован в СБ ООН.

Ситуация с конфликтом в Донбассе показывает, что ЕС не может выработать механизмы разрешения конфликтов на постсоветском пространстве — в этом вопросе неизбежно сотрудничество Брюсселя с Москвой.

Неизбежно в Риге будет обсуждаться и вопрос энергетического сотрудничества Брюсселя со странами-членами ВП. В этой связи особое место будет отведено Азербайджану (с самого начала этот "восточный сосед" был несколько "притянут за уши" к Европе: у него нет границ ни с одной из европейских стран). Сейчас ЕС всячески хочет снизить свою зависимость от российского газа, и голубое топливо из Каспийского региона рассматривается как основная альтернатива поставкам "Газпрома".

Ставка делается на газопровод TANAP с основной ресурсной базой Шах-Дениз-2.

Но вряд ли Баку, который весьма успешно освоил все премудрости "дипломатии углеводородов", согласится брать на себя в Риге какие-либо конкретные обязательства.

У ЕС нет денег для "Восточного партнерства"

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Архивное фото
Лавров: отношения ЕС-"Восточное партнерство" должны учесть интеграцию
Так что, судя по всему, не зря рижская встреча "Восточного партнерства" заранее получила название "саммит разочарований". Более того, еще в момент запуска проекта ВП было понятно, что дорога партнеров не будет прямой.

Власти Украины, Молдавии, Грузии при запуске проекта ВП не скрывали, что надеются получить от Брюсселя экономическую помощь и безвизовый режим. Они сразу взяли курс на решение своих системных экономических проблем за счет финансирования ЕС.

Брюссель же ставил перед собой другие задачи — максимально расширить влияние ЕС, и, как следствие, рынки сбыта для европейской продукции (в первую очередь за счет снижения влияния РФ), втянуть постсоветские страны в гонку за "стандартами ЕС". Что-то подобное происходит в отношении Турции уже больше 50 лет.

Бюджет проекта первоначально был довольно скромным: с 2011 по 2014 год Брюссель потратил на ВП около 2 млрд евро. В Брюсселе шла речь о готовности увеличить финансирование в следующем бюджете Евросоюза на 2014-2020 годы, но конкретные суммы так и не названы.

Да и сроки не очень понятны на фоне новой волны долгового кризиса в Греции и стагнации экономики в целом в ЕС. В чем не стоит сомневаться, так это в том, что Брюссель в рамках ВП будет продолжать последовательную политику по расширению рынков сбыта своей продукции на территории стран-участниц проекта, с прицелом на российский рынок.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала