18 мая 1935 года в Москве, в районе Центрального аэродрома, произошла авиакатастрофа с самым большим самолетом своего времени — АНТ-20 "Максим Горький".
Идея создания самолета-гиганта, который бы стал носить имя Максима Горького, родилась в октябре 1932 года в связи с 40-летним юбилеем литературной и общественной деятельности писателя. Он должен был стать флагманом специальной эскадрильи самолетов, предназначенных для проведения агитационных мероприятий.
По инициативе известного журналиста Михаила Кольцова по всей стране был организован сбор средств на постройку самолета. За очень короткое время собрали шесть миллионов рублей. Для руководства проектированием и постройкой самолета был образован Всесоюзный комитет. Разработку проекта и постройку летательного аппарата поручили Центральному аэрогидродинамическому институту (ЦАГИ).
Возглавить проект доверили авиаконструктору Андрею Туполеву, который первый в СССР создал тяжелые цельнометаллические самолеты-монопланы, такие как бомбардировщики ТБ-1 (АНТ-4), ТБ-3 (АНТ-6), ТБ-4 (АНТ-16). Новый самолет создавался как развитие шестимоторного бомбардировщика ТБ-4, но в отличие от него должен был нести на 1,5 тонны большую полезную нагрузку и эксплуатироваться с относительно небольших аэродромов, длина разбега его при взлете должна была составлять всего 300-400 метров (вместо 800 метров у ТБ-4).
В апреле 1933 года был представлен эскизный проект самолета, в нем предусматривалась возможность использования самолета в качестве агитационного, пассажирского, транспортного, бомбовоза, он мог служить передвижным штабом для высших военных и политических структур власти.
В создании летательного аппарата, кроме конструкторского бюро Туполева, входившего тогда в состав ЦАГИ, участвовали десятки других научных и промышленных предприятий страны. Постройка его началась 4 июля 1933 года на Воронежском авиационном заводе, а уже в начале апреля 1934 года самолет по частям перевезли на Центральный аэродром в Москве, где началась сборка и отладка машины.
24 апреля 1934 года специальная комиссия произвела общественную приёмку самолёта. Ему присвоили название "Максим Горький" (АНТ-20).
На момент создания это был самый большой самолет в мире. Длина фюзеляжа, имевшего прямоугольное сечение, составляла 32,5 метра, ширина — 3,5 метра, высота — 2,5 метра. Огромные размеры позволяли разместить пассажиров не только в фюзеляже, но и в центральной части крыла, толщиной свыше двух метров. Силовая установка самолета состояла из восьми двигателей, шесть из них устанавливались в носке крыла, два в тандемной установке над фюзеляжем. Экипаж через проходы в крыле имел возможность подойти к двигателям для исправления возможных неисправностей в полете. Запас мощности позволял продолжать полет при остановке двух моторов. Топливные баки были расположены в консолях крыла. Запуск двигателей осуществлялся сжатым воздухом. Для облегчения управления стабилизатор мог поворачиваться с помощью мощных электромеханизмов. Самолет был выполнен из дюралюминия и имел гофрированную (волнистую) обшивку.
Посадка в самолет экипажа и пассажиров осуществлялась через встроенный трап в нижней части фюзеляжа, который в убранном положении становился частью пола.
Пилотажно-навигационное оборудование АНТ-20 обеспечивало его эксплуатацию днем и ночью, в том числе ночные посадки на неподготовленной местности. Впервые в отечественной практике на самолете был установлен автопилот.
АНТ-20 имел автоматическую телефонную станцию на 16 номеров для связи между служебными помещениями, пневматическую почту, позволяющую командиру обмениваться записками с радистом и находящимися на борту журналистами-агитаторами, мощный громкоговоритель радиостанции "Голос с неба", радиопередатчики, киноустановку, фотолабораторию, типографии и др. Для работы всего этого оборудования на борту установили электростанцию, вырабатывающую постоянный и переменный ток (впервые на отечественном самолете была применена система трехфазного переменного тока напряжением 127 вольт).
Много внимания уделялось комфорту на борту АНТ-20. В пассажирских отсеках были ковры, просторные кресла, занавески на окнах, столики с настольными лампами. Имелись также спальные каюты, электрифицированный буфет с горячими и холодными закусками, склад для провизии, библиотека, багажное отделение, умывальники и туалеты. Суммарная площадь помещений самолета составляла более 100 квадратных метров.
Масса пустого АНТ-20 составляла 28,5 тонны, а нормальная взлетная — 42 тонны. Самолет мог лететь со скоростью 260 километров в час и подниматься на высоту до 7500 метров (по другим источникам — до 4500 метров). Максимальная дальность полета составляла 1000 километров. Экипаж самолета состоял из 20 человек (с персоналом). АНТ-20 мог перевести 60 пассажиров. Как и все машины тех лет, самолёт разбирался на части, что позволяло перевозить их по железной дороге.
17 июня 1934 года летчик-испытатель Михаил Громов впервые поднял АНТ-20 в воздух. Летчик отметил простоту и легкость управления громадным самолетом. Второй полет состоялся 19 июня. "Максим Горький", эскортируемый двумя истребителями И-4, пролетел над Красной площадью, приветствуя вернувшихся челюскинцев. В том же году в процессе летных испытаний на этом самолете установили два неофициальных мировых рекорда — груз весом 10 тонн и 15 тонн был поднят на высоту 5000 метров.
После заводских испытаний в августе 1934 года АНТ-20 был передан в агитэскадрилью им. Горького в качестве ее флагмана. До мая 1935 года самолет успешно эксплуатировался по своему основному назначению. В качестве пассажира на борту "Максима Горького" летал писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери, посетивший Москву весной 1935 года в составе французской военной делегации. АНТ-20 принимал участие в 1935 году во время первомайского парада на Красной площади в Москве.
18 мая 1935 года руководство ЦАГИ решило покатать над Москвой людей, отличившихся при постройке "Максима Горького". В первый полет взяли 38 человек, в том числе семь детей сотрудников завода ЦАГИ и членов их семей. Пилотировать самолет поручили опытным летчикам: испытателю из ЦАГИ Николаю Журову и пилоту агитэскадрильи Ивану Михееву. В этом полете "Максим Горький" сопровождали тренировочный самолет ЦАГИ (истребитель И-5) под управлением летчика Николая Благина и двухместный самолет Р-5 с оператором Московской кинофабрики военно-учебных фильмов Александром Пуллиным на борту. Планировалась киносъемка.
Во время полета сопровождавший И-5 стал делать фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от самолета "Максим Горький" и врезался в его крыло. Из-за полученных повреждений АНТ-20 стал разрушаться в воздухе и отдельными частями упал на землю в поселке "Сокол" в районе аэродрома. Второй самолет тоже разбился. В результате катастрофы погибли 50 человек — пассажиры и экипаж "Максима Горького", а также пилот истребителя. Всех погибших похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.
В мае 1935 года Совет народных комиссаров СССР постановил: взамен погибшего "Максима Горького" построить три самолета такого же типа и размеров. Катастрофа всколыхнула всю страну. За короткий срок было собрано свыше 68 миллионов рублей. Это позволило Совнаркому СССР дополнить список еще тринадцатью машинами такого же класса.
В КБ Туполева был спроектирован серийный самолет, получивший обозначение АНТ-20бис. В конструкцию самолета внесли ряд улучшений: убрали тандемную установку двигателей на фюзеляже, поставив шесть новых более мощных двигателей. Фюзеляж был переоборудован под размещение 64 пассажиров.
15 мая 1939 года первая серийная машина, получившая обозначение ПС-124 (пассажирский самолет завода №124), впервые была поднята в воздух. После успешного прохождения государственных испытаний самолет был передан Аэрофлоту. До декабря 1940 года его использовали для перевозок пассажиров на линии Москва — Минеральные Воды. С ноября 1941 года ПС-124, переданный Узбекскому управлению Гражданского воздушного флота, перевозил грузы и пассажиров по среднеазиатским трассам. 14 декабря 1942 года самолет разбился в 90 километрах от Ташкента (Узбекистан). ПС-124 в серию запущен не был.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников