В целом же, спустя год после трагедии в Одессе, где в ходе уличных беспорядков и пожара в Доме профсоюзов погибли около 50 человек, расследование тех событий не завершено, виновные не наказаны.
Защита обвиняемых считает работу следствия некомпетентной, общественные организации Одессы проводят параллельное расследование с привлечением независимых экспертов.
После госпереворота на Украине активисты Антимайдана, недовольные сменой власти в стране, в знак протеста разбили палаточный лагерь на Куликовом поле в Одессе. Днем 2 мая 2014 года в городе, в районе Греческой площади, начались потасовки между активистами Антимайдана с одной стороны и футбольными фанатами "ультрас" из Харькова и Одессы, а также активистами Евромайдана — с другой.
К вечеру беспорядки переместились на Куликово поле — большая драка закончилась разрушением евромайдановцами палаточного городка и поджогом Дома профсоюзов, в котором спрятались представители Антимайдана. Жертвами конфликта стали 48 человек, более 250 пострадали.
Через год на улицах Одессы также все напоминает о случившемся: на местах гибели людей и возле здания Дома профсоюзов множество цветов, фотографий и табличек с именами пострадавших. В годовщину трагедии множество людей пришли почтить память погибших.
"Мы ожидали, что придет много людей на второе число, но их пришло намного больше, чем мы ожидали. Только по цветам это видно. Тут все завалено цветами было. Люди шли, шли и шли", — рассказывает представитель "Совета матерей 2 мая" Виктория.
Уголовное дело состоит из нескольких эпизодов: о беспорядках и убийствах на Греческой площади, гибели людей от пожара в Доме профсоюзов, ненадлежащем выполнении служебных обязанностей сотрудниками одесской милиции при обеспечении безопасности, а также о халатности пожарных.
Расследование главного эпизода — о событиях возле Дома профсоюзов — еще не завершено.
Расследование в отношении областной милиции тормозит тот факт, что главный подозреваемый — экс-заместитель главы Одесской милиции Дмитрий Фучеджи скрывается от следствия. По мнению Киева, он находится на территории Приднестровья, однако власти непризнанной республики это отрицают.
Дело против пожарных, которые, по версии следствия, несвоевременно выехали на пожар, а также не предоставили необходимых средств для спасения людей, также не доведено до конца.
В суд на данный момент переданы материалы только по эпизоду о гибели людей на Греческой площади, в них фигурируют 22 человека, причем только трое из них — представители Евромайдана, а 19 — антимайдановцы. Половина из них задержаны, остальные находятся в розыске.
Около 20 человек уже год остаются в СИЗО или под домашним арестом. Адвокаты заявляют о некомпетентности следствия и фактически заказном характере обвинения, составленного на основе показаний неблагонадежного лица.
Как рассказал РИА новости адвокат одного из задержанных по событиям на Греческой площади Кирилл Шевчук, обвинительный акт относительно его подзащитного не содержит описания его конкретных действий.
"Ссылаются на какие-то доказательства, которые подтверждали бы его незаконные действия, (однако) суд описал это так, что это напоминает какой-то политический триллер. А конкретно — в чем их действия являются незаконными — нигде не отмечается", — сказал Шевчук.
По его словам, обвинительный акт состоит почти из 200 страниц, текст начинается с пространного описания политических событий на Украине в 2013-2014 годах и в нем фигурируют заявления о якобы намерениях российских спецслужб и бывших властей Украины "дестабилизировать ситуацию в стране, и в частности Одессе".
"Следствие проведено крайне плохо, данный обвинительный акт — это уровень, наверно, скорее школьников одиннадцатого класса с юридическим уклоном, чем специалистов высокого класса, которые провели качественное расследование", — говорит адвокат.
Он отметил, что в качестве одного из доказательств вины подозреваемого фигурируют показания некоего свидетеля, который тоже был задержан. "Ему (свидетелю) те же обвинения предъявлены. Если рассматривать его прошлое, то он наркоман, дважды судим. Это говорит о том, что лицо социально неблагонадежное. Ему соврать — никаких моральных ущемлений не будет. Можно ли доверять показаниям этого человека?" — говорит Шевчук.
По его словам, этот свидетель — единственный человек, который якобы видел, что каждый из 20 задержанных делал, при этом показания свидетеля состоят из двух-трех предложений. "Следствие достаточно неадекватно. Эти следователи вообще, скажем так, в этом деле не должны были принимать участие, потому что после общения с ними у меня сложилось впечатление, что у них личная заинтересованность наказать этих людей, невзирая, есть ли наличие вины", — подчеркнул адвокат.
В Одессе существует несколько общественных организаций, которые изучают прошлогодние события: "Комитет 2 мая", "Группа 2 мая", "Совет матерей 2 мая". При участии общественных организаций проводятся встречи пострадавших и родственников погибших со следователями и властями. В то же время некоторые родственники заявляют, что не верят официальному следствию.
"Те, кто есть на видеосъемках, на фотографиях, где видно, что люди убивали, добивали здесь, — их освобождают. Говорят, что нет против них доказательств. Сказать, что шла мирная демонстрация — это совершить преступление. Все видели, что мирная демонстрация шла с дубинками, с железными прутами, у них было все, была зажигательная смесь. Кто-то же ее заранее приготовил",- отметила Виктория из "Совета матерей 2 мая".
По ее словам, адвокаты задержанных постоянно выступают с протестами на неправомочные действия со стороны суда, задержанным постоянно продлевают срок задержания, причем с нарушением законов. "Продление им принесли к вечеру — без суда, без прокурора, без адвокатов. Да этих судей отстранили от участия в деле, потому что было написано коллективное заявление и адвокаты возмутились", — подчеркнула Виктория.
Как отметила член "Группы 2 мая" Светлана, организация собрала массу фактического материала по событиям около Дома профсоюзов как из общедоступных источников, так и в конфиденциальном порядке. В частности, в группе считают непрофессиональными действия пожарных, которые не приняли немедленных мер по тушению пожара и спасению людей из горящего здания, а также экстренных реанимационных мероприятий.
"Наша задача — составить максимально полную, объективную картину, потому что мы прекрасно понимаем, что никакое официальное следствие этой картины не даст. Они расследуют эпизоды, они находят людей, которых могут опознать на видео, по фотографиям, пытаются доказать их вину и все. Ни организации, ни предыстории, ни каких-то причин — ничего там не будет. Поэтому они работают — хорошо. Мы выполняем свою часть работы, мы смотрим намного более широко, все интересные и важные моменты мы стараемся проанализировать и доказать. И сказать об этом", — сказала Светлана.






