Западные санкции и контрмеры РФ практически не отразились на российско-вьетнамской торговле, объем которой и так был невысоким. Однако вьетнамские компании собираются наращивать свое присутствие на рынке нашей страны даже в таких неожиданных сферах, как, например, освоение арктического шельфа России. Сам же Вьетнам заинтересован в поставках самых разнообразных российских товаров — от самолетов до конфет, рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Николаю Кузнецову торгпред РФ во Вьетнаме Максим Голиков.
— Выиграл ли Вьетнам из-за антироссийских санкций?
— Количественно оценить это довольно сложно, потому что Вьетнам никогда не был крупным поставщиком продовольствия на российский рынок. Тем более таких товаров, которые из-за антисанкций сейчас не импортируются в Россию.
Безусловно, во Вьетнаме есть интерес к поставке в РФ риса, рыбы, морепродуктов, овощей и фруктов. Мы, в частности, через торгпредство активно призывали вьетнамские компании выходить на рынок России. И по итогам 2014 года экспорт продовольственной продукции из Вьетнама несколько вырос, но незначительно — примерно на 5%.
Проблема была в том, что рубль сильно обесценился к концу прошлого года, когда Вьетнам активно пытался поставлять свою продукцию или искать новые контакты с российскими компаниями. Это, конечно, во многом препятствовало существенно нарастить экспорт продовольствия. Вьетнам в любом случае выиграл в том плане, что активизировалось сотрудничество между странами, появились новые контакты между компаниями, а российские регионы начали проявлять больший интерес к закупкам вьетнамского продовольствия. Некоторые региональные сетевые ритейловые компании пытаются выйти на вьетнамский рынок и закупать там товары. Деловая среда качественно изменилась. Думаю, этот и следующий год дадут уже более ощутимые результаты.
Санкции ограничили российский импорт, а Вьетнам достаточно известный в мире экспортер тропического земледелия: черный перец, рис, кофе. Экспорт вьетнамских морепродуктов и рыбных продуктов имеет существенный потенциал для роста.
— В каких российских товарах заинтересована вьетнамская сторона?
— Вьетнам закупает в России много продукции. Традиционно черные металлы, изделия из них, минеральные удобрения играют большую роль на вьетнамском рынке.
Кроме того, Вьетнам сейчас все больше заинтересован в российском продовольствии, как это ни парадоксально. Это и молочная, и мясная, и даже рыбная продукция, а также кондитерские изделия и ликероводочная продукция.
Вьетнам импортирует из РФ продукцию высоких технологий, а также оборудование, в частности, в рамках проектов по сооружению атомной станции и теплоэлектростанций. Вертолетная техника также вызывает определенный интерес. Наши суперджеты рассматриваются отдельными компаниями в качестве перспективных самолетов для закупок.
— Как продвигаются переговоры по строительству тепловой и атомной электростанций во Вьетнаме?
— Атомный проект, вообще, первый в своем роде для Вьетнама. Параллельно с разработкой этих проектов была создана необходимая законодательная база, а также технические стандарты и регламенты. В принципе, переговоры идут интенсивно по соответствующим дорожным картам, которые уже согласованы. Можно считать, в ближайшие год-два проекты должны стартовать.
— Будут ли российские и вьетнамские компании рассчитываться в национальных валютах?
— Мы ожидаем этого. Минфины и центральные банки двух стран уже неоднократно обсуждали этот вопрос. С учетом санкции сейчас более благоприятная среда для предметного рассмотрения этой темы. Во Вьетнаме действует Вьетнамско-российский банк, учредителем которого является банк ВТБ, уже осуществлявший пробные операции по расчету контрактов в национальных валютах.
Недавно в ходе визита во Вьетнам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева банк ВТБ и Банк развития Вьетнама подписали еще один меморандум о запуске системы расчетов в нацвалютах. В ближайший год или два года, думаю, мы увидим отдельные сделки, которые оплачиваются по схеме рубль-донг.
— За сколько "Газпром нефть" купит "Зунг Куат"?
— Оценку этого актива проводили вьетнамская компания "Петровьетнам" и "Газпром нефть" с участием независимых аудиторов. Суммы эти не разглашались. По оценке вьетнамских экспертов, этот актив в целом стоит порядка 2,5-2,7 миллиарда долларов.
Возможно, это устаревшая оценка, и, насколько мне известно, "Газпром нефть" намеревается произвести переоценку в ближайшее время с учетом изменившейся конъюнктуры цен на нефть и нефтепродукты.
Эта сделка находится в высокой стадии готовности, компании постоянно ведут интенсивный диалог. Есть ряд несогласованных вопросов, в частности по завершению текста межправительственного соглашения, которые будут решаться в ближайшее время.
— Будет ли Вьетнам принимать участие в проектах "Роснефти" по освоению шельфа в Арктике?
— Вьетнам заинтересован расширять зону своей деятельности на нефтяных, газовых полях в других странах, в первую очередь в России. Уже существуют два проекта: один — с "Газпромом", второй — с "Роснефтью". И сейчас, насколько я знаю, подписан меморандум о сотрудничестве с "Газпром нефтью" по соответствующему месторождению на арктическом шельфе. Вьетнаму это интересно, но практические параметры этого проекта стороны еще не обсуждали.
"Роснефть" сейчас также ведет переговоры с "Петровьетнам" по освоению шельфа в Печорском море в России.