МОСКВА, 3 мая — РИА Новости. Выдающаяся российская балерина, прима Большого театра Майя Плисецкая скончалась в субботу на 90-м году жизни от инфаркта в Мюнхене. По мнению тех, кто ее знал, с уходом Плисецкой закончилась целая эпоха балета, ушла символ балетного мира и легенда главной балетной сцены России — Большого театра.
Гендиректор Большого Владимир Урин надеется, что Плисецкая будет похоронена в России, а прощание с великой балериной пройдет в Большом театре. Однако, добавил он РИА Новости, связанные с прощанием и похоронами вопросы будут обсуждаться позже, а решение будет принимать вдовец балерины, выдающийся композитор Родион Щедрин.
По словам танцовщика Андриса Лиепы, Плисецкая очень хотела, чтобы ее юбилейный вечер прошел именно в Большом театре, а концепцию юбилейного вечера написала сама. "Я буду просить, чтобы Большой театр оставил этот вечер так, как его задумала Майя Михайловна. Это будет уже вечер ее памяти. И он пройдет, как она хотела, 20 и 21 ноября", — сказал Лиепа.
Он напомнил, что был режиссером вечеров Плисецкой в Лондоне, Париже, вместе они выпускали книгу "Аве, Майя", где было 250 фотографий, каждая из которых была подписана ею самой. "И я счастлив, что вновь Майя Михайловна оказала мне честь и пригласила режиссером вечера в Большом театре", — добавил он.
"Наш театр готовил большой подарок к 90-летию Майи Михайловны, это был бы потрясающий юбилейный вечер с программой, в которую включены были бы все любимые балеты Майи Михайловны", — уточнила прима Светлана Захарова.
Соболезнования в связи с кончиной Плисецкой выразили президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев, федеральный министр культуры Владимир Мединский и спецпредставитель главы государства по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, танцовщики и балерины из России и Испании.
Восхищение и скорбь
Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова рассказала, что Плисецкая была олицетворением и легендой театра и великой балериной, которой восхищался весь мир.
"Скорбит весь балетный мир, ушла их жизни грандиозная личность, великая русская балерина, которую знал и которой восхищался весь мир. Эта страшная новость, облетевшая молниеносно сегодня весь мир, стала ошеломляющей. Майя Михайловна была не только олицетворением балета Большого театра, его легендой, она была потрясающей женщиной — красивой, элегантной, настоящей императрицей", — сказала Захарова РИА Новости.
Бывший солист Большого театра, ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе назвал Плисецкую "абсолютно уникальной личностью и балериной".
По словам танцовщика, ему посчастливилось общаться с Плисецкой. "Майя Михайловна очень ревностно следила за всем, что происходило в ее родном Большом театре. В один из ее приездов нас представили, она же видела в записи, как я танцую, и пригласила меня участвовать в своих вечерах, в жизни мы тоже общались, она была очень интересным человеком", — добавил Цискаридзе и рассказал, что захотел прийти в балет во многом благодаря фильмам с участием Плисецкой. "Для меня Плисецкая была ориентиром, к чему стремиться в искусстве балета", — сказал он.
Балерина Анастасия Волочкова также пришла в балет благодаря Плисецкой. "Благодаря Майе Плисецкой в возрасте пяти лет я узнала о балете и захотела стать балериной. Она была для меня примером удивительной женщины, балерины, эталоном грациозности, достоинства, чести и аристократизма", — рассказала она.
По словам Волочковой, "из рук Майи Михайловны она получила балет "Кармен сюита", то есть право танцевать партию Кармен после нее самой, так как спектакль был поставлен для Плисецкой. "Майя Михайловна лично репетировала со мной в Большом театре, и потом я исполняла эту партию в ее творческих вечерах", — рассказала балерина.
Известный артист балета, заслуженный артист РСФСР Михаил Барышников считает Плисецкую одной из величайших танцовщиц современности и особо отмечает партию "Умирающего лебедя", которую она исполнила в 61 год.
"Одна из величайших танцовщиц нашего времени, муза Ива Сен-Лорана и Пьера Кардена, прекрасная и грациозная Майя Плисецкая ушла сегодня. Всегда вспоминаю ее поразительного "Умирающего лебедя" в 1959-м и в 1986-м, когда ей был 61 год!" — написал в Facebook Барышников, который был лично знаком с Плисецкой.
Соболезнования и скорбь
Путин "выразил глубокие, искренние соболезнования родным, близким и всем почитателям таланта великой русской балерины Майи Плисецкой в связи с ее кончиной", сообщила пресс-служба Кремля.
"Гениальная балерина, обладающая редким сочетанием артистизма, красоты, благородства и достоинства. С такими людьми особенно тяжело прощаться. Вместе с ней ушла целая эпоха балета. Майи Плисецкой больше нет с нами, но остался ее танец", — написал Медведев в Facebook.
Швыдкой считает, что Плисецкая обладала редким даром быть участливой, понимать музыку, неслучайно ее союз с Щедриным был столь счастливым. "Она была укоренена в русской традиции и одновременно всегда стремилась открывать новые горизонты в творчестве", — сказал Швыдкой РИА Новости и добавил, что ее кончина трагична, потому что "эта великая женщина не предполагает, чтобы ее место можно было бы занять".
"Великие балерины — Уланова, Плисецкая. Они олицетворяли разные полюса русского балетного искусства второй половины ХХ века. Уланова, стремящаяся к гармонии, и Плисецкая, которая из дисгармонии творила великое искусство танца. Она была удивительно изысканна и одновременно резка — каждая роль была вызовом общепринятому, и в этом смысле ее творчество было действительно уникально", — сказал собеседник агентства.
"Это огромная-огромная утрата, потому что это человек-вселенная, человек-планета", — сказал РИА Новости Толстой и подчеркнул, что Плисецкая обладала колоссальным талантом и была очень обаятельным, потрясающим человеком.
"От нас ушла не только великая актриса, но и замечательный деятель культуры мирового масштаба. Плисецкая — это было имя, которое делало славу российской культуре еще в середине прошлого века. Целые поколения россиян выросли с именем этой замечательной балерины, актрисы, деятеля культуры, имеющего собственную позицию", — поделилась Драпеко.
По ее словам, работы Плисецкой и Щедрина стали украшением российской сцены, а "ее творческому долголетию могли бы позавидовать многие другие деятели культуры". "Мы провожаем удивительную женщину, замечательную актрису и потрясающего человека. Это большая утрата не только для российской, но и для мировой культуры", — сказала депутат.
Память и скорбь
На первых страницах своих интернет-изданий пишут о смерти Плисецкой испанские издания, называя ее не иначе как "русско-испанской балериной": "Умерла Майя Плисецкая, великий лебедь классического балета" (Pais), "Умерла испано-русская балерина Майя Плисецкая" (Confidencial), "Танец потерял один из своих мифов, Майю Плисецкую" (АBC), "Умерла Майя Плисецкая. В 89 лет умерла легендарная танцовщица "Умирающего лебедя", русская по рождению и испанка по паспорту с 1993 года" (Mundo). Плисецкая работала в Испании несколько лет, любила эту страну, часто сюда приезжала и имела испанское гражданство — наряду с российским, немецким и литовским.
Первым в Испании о смерти Плисецкой сообщил Куэ. По его словам, "у нее была лучшая смерть — она не страдала". Испанский режиссер объяснил, что о смерти балерины ему сообщил Щедрин, после того как позвонил директору Большого.
Куэ говорит, что Плисецкая с нетерпением ждала торжества по поводу своего предстоящего юбилея, который должен был состояться 15 мая в Люцерне (Швейцария). "Она была великой, единственной. Она была очень необычной, она нарушила все штампы, при этом продолжая всегда уважительно относиться к канонам классического танца. Это была женщина вне закона, которая не знала законов, поэтому не могла их нарушить, в искусстве, во всем. Она была, есть и будет королевой сцены. Она одна стала целой армией. Она была великой женщиной не только в танце, но и в истории", — сказал Куэ.
Нынешний директор Национального театра танца Испании Хосе Карлос Мартинес вспоминает "гала-представления", в которых они вместе участвовали. "Она была звездой и танцевала смерть лебедя в финале…. Я за один вечер видел эту смерть три раза. Это было невероятно, как она работала и сколько у нее было сил. Она была богиней танца, даже в классическом танце она была современной, потому что она все делала естественно и свободно", — сказал Мартинес EFE.
"Плисецкая была личностью, которая оставалась верной своей единственной религии — балету. Борясь в беспощадном и бюрократизированном театре, благодаря своему исключительному таланту, она могла победить все попытки гонений и слома своей карьеры и личности. Ее в определенной степени властный танец, безусловно, имел мощное влияние на целую эпоху академического танца XX века", — пишет Pais.
Плисецкая
Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. В 1991 году Плисецкая и Щедрин переехали в Мюнхен, на юге Германии.
Наиболее известными ее балетными партиями стали Одетта — Одиллия в "Лебедином озере", Аврора в "Спящей красавице", Хозяйка медной горы в "Каменном цветке" Прокофьева, Раймонда в одноименном балете Глазунова. Покинув сцену в 65 лет, она оставалась в балете, принимая участие в педагогической деятельности.
В Испании Плисецкая впервые оказалась с гастролями Большого в 1983 году. С 1987 по 1990 год она руководила балетной труппой Лирического национального театра Испании (теперь Национальный театр танца Испании), с "Имперским русским балетом" неоднократно выступала на рождество с "Щелкунчиком", "Лебединым озером" и "Дон Кихотом". В 1993 году она получила испанское гражданство.
У Плисецкой множество наград различных государств. Она Народный артист СССР (1959) и Герой Социалистического труда (1985), трижды кавалер ордена Ленина (1967, 1976, 1985), ордена "За заслуги перед Отечеством" III (1995), II (2000), I (2005) и IV степени (2010), французских орденов "За заслуги в литературе и искусстве" (1984, командор) и Почетного легиона (1986). В июле 1991 года король Испании Хуан-Карлос вручил Плисецкой высший испанский орден Изабеллы Католической и пожаловал ей дворянское звание. В Испании ее также наградили Золотой медалью искусств (1991) и Премией принца Астурийского (2005).
Балерина много снималась в кино и на телевидении. Ее образы запечатлены в кинофильме-концерте "Мастера русского балета" (1953), кинофильмах-балетах "Лебединое озеро" (1957), "Сказка о Коньке-Горбунке" (1961), "Анна Каренина" (1975), в кинофильме-опере "Хованщина" (1959), в кино- и телеэкранизациях "Кармен" (1969, 1978), а также телеэкранизациях балетов "Болеро" и "Айседора" ("Поэзия танца", 1977), "Чайка" (1982), "Дама с собачкой" (1986). Плисецкая снималась и как драматическая актриса: "Анна Каренина" Александра Зархи (1968, роль княгини Бетси Тверской), "Чайковский" Игоря Таланкина (1970, роль певицы Дезире), телевизионный фильм "Фантазия" Анатолия Эфроса по повести Ивана Тургенева, "Вешние воды" (1976, роль Полозовой), "Зодиак" Ионаса Вайткуса (1985, роль музы художника Микалоюса Чюрлениса).
Подробнее о биографии балерины читайте в справке РИА Новости >>