МОСКВА, 30 апр – РИА Новости. Обвинения Брюсселя против "Газпрома", выдвинутые на прошлой неделе, в якобы завышенных ценах на газ для ряда стран Восточной и Центральной Европы не выдерживают критики: такие цены установлены не из-за отсутствия конкуренции, а из-за внутреннего законодательства Евросоюза, считает старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований (Сингапур) Пьер Ноэль. Об этом он написал в своей статье для Financial Times.
Так, аналитик утверждает, что слова бывшего еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера о том, что "цель ЕС – установление унифицированной цены на газ на общеевропейском рынке", противоречат европейским реалиям.
"Если бы общеевропейский рынок существовал, цена была бы уже унифицирована", — считает Ноэль.
Основной причиной того, что «Газпром» устанавливает разные цены для разных потребителей, является решение Еврокомиссии еще в конце 1990-х гг., когда она запросила создать независимые друг от друга государственные трубопроводные компании и контролирующие их органы.
"Европа нуждается в панъевропейском рынке газотранспорта, который бы игнорировал государственные границы и который бы сделал три вещи: сделал бы существующие трубопроводы эффективными, выявил бы потребности в дополнительной инфраструктуре и позволил бы привлекать к строительству независимых инвесторов. Вместо этого мы сталкиваемся с лоскутным одеялом из государственных трубопроводных систем и регулирующих ведомств, которые не в состоянии создать надежный европейский рынок. Высокие цены на газ для стран Центральной и Восточной Европы – следствие не ограничительной практики (ограничения реверса газа, прописанные в некоторых договорах "Газпрома" — ред.), сколько внутренних правил ЕС", — пишет Ноэль.
Аналитик констатирует, что "европейская политика в области газа не работает". "Комиссия, кажется, думает, что как только она объявила о создании единого рынка, компании должны вести себя так, будто этот общий рынок уже существует. Это нереально. Брюссель не должен винить "Газпром" в своих собственных политических неудачах", — резюмирует Ноэль.