АСТАНА (Казахстан), 25 апр — РИА Новости, Дмитрий Виноградов. День тишины проходит в Казахстане в буквальном смысле тихо — в его столице не так просто найти признаки приближающихся выборов. Мало кто сомневается в их результате, жителей Казахстана больше волнует, что будет после них.
На выборы через инстаграм
"Сфотографируй меня, сфотографируй!" — на чистом русском языке кричит нарядная молодая казашка своему спутнику. Она сует ему iPhone последней модели и охапку пакетов всемирно известных брендов. Потом просовывает голову в отверстие в плакате, на котором смешной человечек держит в руках большую красную "галочку".
"Идем голосовать!" — написано на плакате. Осталось только "запостить" фотографию в соцсети — таким хитрым "вирусным" способом организаторы выборов, видимо, решили поднять явку. Ведь особой интриги на выборах президента Казахстана 26 апреля нет.
"Конечно, все знают, кто победит, но мы правда хотим пойти завтра на участки", — объясняет корреспонденту РИА Новости девушка Гульнара, работница финансовой сферы.
"Для нас это праздник. Нам нравится чувство сопричастности, нравится, что у нашей небольшой и молодой страны есть свой президент и свои выборы. Сейчас интриги нет, вы правы, но для нас это как тренировка перед выборами, которые будут когда-нибудь потом. Надо быть готовым и ответственным", — добавляет ее молодой человек.
Судя по обилию флагов правящей партии "Нур отан" на балконах и автомобилях (государственный флаг в быту использовать нельзя), этот оптимизм в Казахстане разделяют многие.
Выборы на фоне березок и холмов
На пост президента Казахстана претендуют трое. Фаворит, конечно, 74-летний Нурсултан Назарбаев — наверное, во всей республике невозможно найти человека, который бы сомневался в победе бессменного Елбасы ("лидер нации", официальный титул Назарбаева), разве что какой-нибудь пастух из удаленного региона, плохо представляющий, кто вообще стоит во главе государства, или экспат из банковской или нефтяной сферы — иностранцев нетрудно встретить в столицах Астане и Алмате или нефтяных городках Актау и Атырау.
Узнаваемый силуэт президента часто попадается на предвыборных плакатах на улицах Астаны. На билборде он обычно идет, неформально закинув за спину пиджак, где-то в поле на фоне березок — такое ощущение, что имиджмейкеры хотели понравиться и русскоговорящему избирателю, все еще составляющему значительную часть электората. "С лидером нации — к новым победам!" — призывает слоган.
Два соперника Назарбаева — коммунист Тургун Сыздыков и лидер Федерации профсоюзов Абельгази Кусаинов — почему-то изображены на почти одинаковом фоне лежащих в тумане холмов. Оба политика стоят в левой части своего билборда, справа слоган — "Сделаем общее дело!" У Сыздыкова и "Воплотим в жизнь экологические принципы" у Кусаинова.
Бросается в глаза, что оба слогана продублированы на русском и казахском языках. Впрочем, тут вообще практически везде дублируются оба языка.
Казахстан — страна контрастов
Этот принцип мирного сосуществования двух полюсов встречается на каждом шагу. В Казахстане можно найти как приметы современности — небоскребы Астаны, торговые центры и даже "приземлившуюся" в центре столицы летающую тарелку — в этой форме выполнено здание цирка. Так и атрибуты средневековой Средней Азии — средневековые мечети Туркестана, шумные пестрые рынки Шымкента и Тараза, верблюдов, степенно плывущих по степям Мангыстау на фоне нефтяных вышек.
Хрущевские пятиэтажки Целинограда (старое название Астаны) соседствуют с творениями всемирно известного архитектора Нормана Фостера и торговым центром "Хан шатыр", построенным в форме огромного, ханского шатра. А советский, русифицированный Север страны как-то уживается с исламским менталитетом Юга, где встретить салафита с выбритой верхней губой и укороченными штанами гораздо проще, чем человека, знающего русский язык.
В одном городе, если он достаточно крупный, можно обнаружить и дорогие гламурные кофейни, и неблагополучные районы, населенные оралманами — переселенцами, вернувшимися в Казахстан после распада СССР из Туркменистана, Узбекистана, Ирана и Китая, куда они бежали от "светлого будущего" большевиков.
Оралманов в стране уже около миллиона, и вместе с безработной молодежью и сторонниками радикального ислама, которых в стране становится все больше, это может стать одной из проблем, которую придется решать Назарбаеву или его преемнику.
Совсем недавно, осенью 2013 года, во внешне благополучной и процветающей стране случились тревожные события — жители неблагополучной окраины, населенной все теми же оралманами, собрались на бесплатный концерт молодого певца Кайрата Нуртаса — местного Джастина Бибера. На первой же песне в певца полетела пластиковая пивная бутылка. Концерт был отменен, после чего толпа разгромила дорогую аппаратуру, а затем окрестные магазины и сожгла автомобили.
"Всякие молодежные политики, госчиновники сегодня поняли — насколько низкий уровень культуры нашей молодежи, она предоставлена сама себе", — написал по этому поводу в Twitter один из местных блогеров.
А популярный казахстанский блогер и политолог Айдос Сырым, кстати, националистических взглядов, написал по этому поводу: "Мне интересно было смотреть на социальные сети, когда произошли эти события в Прайм-Плаза с Кайратом Нуртасом. Люди вдруг увидели другой мир и ужаснулись: ах, а мы тут сидим в кофейнях в центре города, пируем, пьём капучино, размышляем о Вольтере, а тут такое происходит".
Все это как-то мирно уживается в одной стране, и местные жители уже не представляют своей жизни без Нурсултана Назарбаева, которому своими авторитетом и властью как-то удается сглаживать острые края и даже вести страну вперед — например, он обещает, что к 2050 году Казахстан войдет в тридцатку самых развитых экономик мира. Обещание выглядит вполне выполнимо, в отличие от так и не наступившего "светлого будущего" — страна развивается быстро, и по некоторым показателям уже в "тридцатке".
Волнение перед будущим
Нельзя сказать, что казахстанцы совсем не переживают насчет своего будущего. "Сейчас много слухов бродит о том, что будет после выборов. Кто-то ждет, что будет больше безработицы — мол, сейчас ее искусственно сдерживают. Поговаривают также, что тенге упадет — сейчас он высокий и к рублю, и к доллару", — говорит местный житель Баглан.
А пока местные хвастаются друг перед другом, кто какую машину успел купить в России — после резкого взлета доллара в декабре цены на машине упали, получается, в два раза. "А мои знакомые купили в Омске молочный цех, не новый, правда, но исправный", — говорит Баглан.
Так что граждане Казахстана надеются, что их страна продолжит развиваться.