МОСКВА, 24 апр — РИА Новости/Прайм. Произошедшее месяц назад во французских Альпах крушение самолета A320 авиакомпании Germanwings шокировало Европу — сначала количеством жертв, став самой масштабной авиакатастрофой во Франции с начала века, а затем причиной трагедии: по данным следствия, самолет разбился в результате умышленных действий оставшегося одного в кабине лайнера второго пилота Андреаса Лубитца, который долгое время лечился у психотерапевтов от депрессии.
Катастрофа разделила авиационное законодательство разных стран на две части. В первую вместе с Россией попали страны, где подобный случай произойти не мог ни при каких обстоятельствах. В этих странах одному пилоту по закону запрещено находиться в кабине во время полета.
Российских пассажиров защищают авиационные правила
Следовавший из Барселоны в Дюссельдорф А320 разбился в труднодоступном районе Альп на юго-востоке Франции. В катастрофе погибли 150 человек. Запись с обнаруженных "черных ящиков" указала на то, что катастрофа стала результатом умышленных действий второго пилота — гражданина Германии Андреаса Лубитца. Он запер кабину, чтобы не пустить обратно вышедшего из нее командира экипажа. Самолет начал снижаться, через некоторое время он врезался в гору. Действия Лубитца прокуратура Франции расценила как непредумышленное убийство, поскольку он руководствовался желанием "уничтожить самолет", а не сознательным желанием убивать.
В России такой случай произойти не мог, отмечают опрошенные РИА Новости представители перевозчиков. Члены летного экипажа могут покидать кабину самолета только по очереди, и в ней не может находиться менее двух человек, написано в отечественных Федеральных авиационных правилах. Как отметили в "Аэрофлоте", "при передаче управления воздушным судном или покидании рабочего места пилот должен убедиться, что пилот на рабочем месте взял управление воздушным судном на себя и полностью адаптирован в понимании ситуации".
"Замена пилотов должна производиться быстро, и при этом только одно пилотское место может быть свободным. При выполнении пассажирских перевозок экипажем воздушного судна, состоящим из двух пилотов, при покидании рабочего места одним из них в кабине летного экипажа должен находиться, не занимая рабочего места пилота, член кабинного экипажа или дополнительный член летного экипажа для визуального контроля", — добавляют в "Аэрофлоте".
Принцип "четырех глаз"
В отличие от России, в Евросоюзе присутствие двух человек в кабине пилотов не регламентируется. Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) на третий день после катастрофы (27 марта) рекомендовало авиакомпаниям ЕС обеспечить постоянное присутствие в кабине пилота двух человек.
Однако это пока лишь рекомендация — чтобы стать обязывающей нормой, она должна пройти рассмотрение в Еврокомиссии, а затем получить одобрение Европарламента. По данным представителей ЕС, опрошенных РИА Новости, эта процедура обычно занимает несколько месяцев, минимум — от трех до пяти.
На рекомендацию сразу откликнулась Германия (авиакомпании этой страны принадлежал разбившийся самолет). С 27 марта во всех авиакомпаниях этой страны был введен "принцип четырех глаз", который запрещает пилотам находиться в одиночестве в кабине самолета.
В авиакомпании Iberia есть еще одно правило — оно предусматривает постоянное поддержание связи между членами экипажа во время полета. Как минимум каждые 20 минут пилоты и члены экипажа должны обмениваться информацией.
Крупнейшая бельгийская авиакомпания Brussels Airlines, входящая в группу Lufthansa, тоже в ответ на рекомендации ЕС распространила правила "четырех глаз" с самолетов Avro RJ100 (поскольку там не установлена открываемая снаружи укрепленная дверь).
Новые правила нахождения в кабине ввели норвежская Norwegian и швейцарская SAS.
Новые правила требуют осторожности
Представитель департамента авиации министерства государственных земель, транспорта, инфраструктуры и туризма Японии Сигэки Тида, отмечает, что в Японии нет установленного обязательного правила присутствия двух человек в кабине. "Сейчас и в Европе, и в других странах рассматривается вопрос так называемого правила или рекомендаций присутствия "двух человек в кабине". Но решение на этот счет будет принято не сразу", — сообщил РИА Новости Сигэки Тида.
По его словам, вопрос заключается в том, не возникнут ли другие побочные негативные явления, если правило присутствия двух человек в кабине станет обязательным. "В любом случае, решение будет принято не сегодня, необходимо многое продумать и взвесить", сказал он.
Немецкий минтранс и Немецкая федерация авиапромышленности заявили 2 апреля о разработке новых стандартов мер безопасности на воздушном транспорте, в частности, в вопросах о медицинском и психологическом освидетельствовании пилотов и оптимизации механизма блокировки дверей в кабину пилотов. Группа экспертов, которые готовят данные предложения, уже приступила к работе.
Правило "четырех глаз" не приведет к удорожанию билетов
Речь идет о том, что члены команды будут подменять одного из пилотов в кабине на очень короткое время, буквально на несколько минут", — заявил РИА Новости официальный представитель Немецкой федерации авиапромышленности Себастьян Шольце. "Мы исходим из того, что пилот покидает кабину на очень непродолжительное время, так что двух-трехминутное отсутствие одного из членов экипажа в салоне не скажется на качестве обслуживания пассажиров", — сообщил официальный представитель Lufthansa.
С этим согласны официальные представители Brussels Airlines Ким Данен и бюджетной авиакомпании Jetairfly Флоранс Брюйер. Они уверены, что на цене билетов новое правило также ни как не отразится.
Лечение от депрессии — женитьба
Как могло получиться, что имевший отклонения от нормального состояния пилот, к тому же освобожденный от работы по медицинским показаниям в роковой день, тем не менее, был допущен к выполнению полета, а в самой авиакомпании о его проблемах со здоровьем практически не знали?", — задает вопрос Сергей Мельниченко, гендиректор консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов". По его данным в авиакомпании Lufthansa, которой принадлежит лоукостер Germanwings, всего двадцать врачей на пять тысяч пилотов.
"Если пилот успешно проходит психологический отбор, а затем забирает с собой на тот свет полторы сотни человек, то, может, использовавшиеся психологические тесты устарели? Или процедура их прохождения требует радикальных изменений?", — отмечает эксперт. ИКАО лишь рекомендует задавать "вопросы, относящиеся к психиатрическим расстройствам либо неправильному употреблению психоактивных веществ".
Гендиректор турецкой авиакомпании Turkish Airlines Темель Котиль предложил свой вариант решения проблемы: чтобы избежать депрессии, которая может привести к катастрофам, он предложил пилотам жениться. "Образ жизни летчиков очень важен. Крушение самолета во Франции произошло после того, как пилот расстался со своей девушкой. Поэтому мы поощряем молодых пилотов к тому, чтобы жениться", — сказал Котиль, выступая в Стамбуле перед выпускниками летного училища.