МОСКВА, 22 апр — РИА Новости/Прайм. Обвинения Еврокомиссии в адрес "Газпрома" можно объяснить только политическими мотивами, а отсутствие беспристрастного решения по этому вопросу может подорвать энергетическую безопасность Европы, заявил РИА Новости заместитель гендиректора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
Сам "Газпром" считает претензии Еврокомиссии необоснованными и ожидает разрешения ситуации с учетом договоренности властей РФ и ЕК, то есть на межправительственном уровне.
"Предъявленные обвинения очень странные по содержанию. И могут быть объяснены только политической мотивацией ЕК", — сказал Гривач.
Перепродажа газа
Согласно предварительной оценке Еврокомиссии, "Газпром" нарушает правила ЕС по конкуренции за счет следования стратегии разделения рынков Центральной и Восточной Европы, к примеру путем снижения возможностей своих клиентов по перепродаже газа через границы. Это могло дать возможность "Газпрому" применять несправедливые цены в определенных странах ЕС, полагает ЕК.
По словам Гривача, все формальные ограничения по перепродаже газа (destination clause), что было обычной практикой для всех поставщиков газа до выпуска в начале 2000-х годов второй директивы по газовому рынку ЕС, были убраны из долгосрочных контрактов более 10 лет назад.
"Более того, страны Прибалтики не объединены в единую систему, и там в принципе нет возможности перепродавать объемы газа. В любом случае никаких предписаний о несоответствии контрактов европейскому законодательству ни национальные, ни европейские регуляторы не выносили", — отметил эксперт.
Что касается обвинений ЕК в установлении "Газпромом" несправедливых цен на газ в таких странах, как Эстония, Латвия, Литва, Польша и Болгария, Гривач указал, что никакого бенчмарка европейской цены не существует. Эксперт привел пример: цена газа в газодобывающей Румынии в несколько раз ниже, чем в Болгарии.
"Но никто не заставляет румынских производителей продавать газ там, где он дороже, чтобы выровнять цены. Цена на отдельных рынках выше, потому что варианты замещения более дорогие. Поэтому и составы формулы (цены газа — ред.) на различных рынках разные", — отметил представитель Фонда национальной энергетической безопасности.
Ранее Польша заключила контракт на импорт газа из Катара, который вдвое дороже российского газа, а Литва покупает норвежский СПГ по цене в полтора раза выше, чем от "Газпрома", продолжил Гривач.
"Аргументы ЕК не выдерживают никакой критики", — подытожил эксперт.
Еврокомиссия также полагает, что "Газпром" использовал свое доминирующее положение в Болгарии и Польше, "обуславливая поставки газа получением от оптовиков обязательств, связанных с инфраструктурой". Например, поставки газа зависели от инвестиций в проекты трубопроводов, продвигаемые "Газпромом", или от согласия на усиление контроля "Газпрома" над газопроводом. Здесь речь идет о газопроводах "Ямал-Европа" и "Южный поток".
"Естественно, поставки газа в Польшу по газопроводу "Ямал-Европа" были увязаны с обязательствами по строительству газопровода. Если бы его не было, то и поставки по контракту невозможно было бы осуществить физически. Проекта "Южный поток" вообще нет. Поставки в Болгарию идут без всякой увязки с ним", — отметил Гривач.
"Думаю, при справедливом, политически немотивированном рассмотрении у ЕК нет ни единого шанса доказать свои претензии в суде. А если вердикт будет пристрастным, то это лишь сильнее подорвет энергическую безопасность Европы. ЕК уже давно идет по скользкой дороге дискриминации основного энергетического партнера. Это контрпродуктивно и опасно", — заключил эксперт.