Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования
15 апреля была опубликована новость о прибытии в Манас, аэропорт столицы Киргизии Бишкека, груза дипломатической почты США. Всего две отправки: семь и пять контейнеров, общим весом 152 тонны. Российский сегмент интернета (особенно блогосфера) вскипел алармистскими материалами. Самое ходовое предположение: американцы готовят цветной переворот в Бишкеке и завозят валюту.
Деньги или аппаратура?
Проверим данное предположение на правдоподобность. Проведем несложное вычисление.
1 млн. долл. купюрами по 100 весит 10 кг.
То есть, 1 т. = 1000 кг = 100 млн. долл.
Следовательн 100 т. = 10 млрд. дол., а 152 т. = 15 млрд. 200 млн. долл. купюрами по 100 или 152 млн долл., купюрами по одному доллару
Доходы бюджета Киргизии на 2015 год должны составить округленно 1,6 млрд. дол. Это значит, что США должны были доставить в Бишкек сумму от 10% до почти 1000% доходной части государственного бюджета Киргизии. При всем моем уважении к стабильности киргизской власти, с 2005 года пережившей уже два государственных переворота по цветному сценарию, а также к мощи киргизской оппозиции, требующей соответствующего финансирования, это — очень много. Неправдоподобно много, даже, если считать по минимуму.
Два пресловутых украинских контейнера содержали, по самым оптимистичным оценкам, 20 миллионов долларов, а по наиболее ходовой версии — 5 миллионов. К тому же самолет тогда встречал инкасаторский броневик и вооруженная охрана. Так что, хоть наличие на борту денег и не было доказано, но косвенные признаки позволяли утверждать, что они таки были. В киргизском случае доказательств, кроме предположений и аналогий, — ноль, а сомнений более чем достаточно.
Но, во-первых, утверждалось, что такая аппаратура была на базе в Манасе, во время, когда ее арендовали США. Во-вторых, когда США покидали базу, те же алармисты утверждали, что США не вывезли эту аппаратуру, а перевезли в то самое посольство, куда сейчас ее якобы доставили второй раз. В-третьих, к аппаратуре нужны соответствующие специалисты. Штат посольства известен, специальность и квалификацию его сотрудников любая уважающая себя спецслужба знает досконально.
То есть, если в Бишкеке есть специалисты по электронной разведке, то ФСБ об этом должно знать давно (независимо от того, когда там была или будет развернута соответствующая аппаратура). А значит, и предпринимать меры противодействия. В конце концов, на Киргизии свет клином не сошелся, США занимались, занимаются и будут заниматься электронным шпионажем по всему миру, пока живы. Так что, для того, чтобы предпринимать ответные меры, не надо ждать, пока что-то непонятное привезут именно в Бишкек.
Значит ли это, что на странный груз можно не обращать внимания? Конечно, нет. Какая разница, что привез американцам украинский самолет в качестве дипломатической почты. Учитывая, что Вашингтон недвусмысленно дал понять, что ведет против России войну на уничтожение, причем на всех фронтах и к тому же усиленно провоцируя втягивание российских войск хоть в какой-нибудь военный конфликт, ничего хорошего от "наших американских партнеров" ожидать не приходится. Они в Бишкек точно не георгиевские ленточки привезли.
Киргизия не одинока на карте политической активности этого года
В течение последнего года от киргизской неравнодушной общественности и экспертов постоянно шли сообщения об активизации проамериканской пятой колонны, в виде свободно работающих многочисленных НПО, а также о неустойчивой социально политической ситуации в стране. Признаки возможного переворота были налицо, и оставлять их без внимания не приходилось. Тем более что Киргизия, объективно — самое слабое звено Таможенного и Евразийского экономического союзов (ТС и ЕАЭС).
Но есть нюанс. США стараются поджечь весь периметр российских границ. Однако после первоначального успеха на Украине (который медленно, но верно превращается в геополитическое поражение Вашингтона) ресурсов потрачено много, а успехов никаких. То есть играть надо наверняка. Это значит, что внешнее воздействие должно войти в резонанс с внутренней нестабильностью, а возможности союзников оказать поддержку должны быть ограничены.
Смотрим на политический календарь года:
— 1 ноября (предположительно) — выборы парламента Киргизии (кстати, по действующей Конституции страна является парламентско-президентской республикой, так что цена вопроса высока);
— 15 ноября (предположительно) — выборы президента Белоруссии.
Логика подсказывает, что основной удар надо готовить на ноябрь. Причем в двух местах сразу — в Белоруссии и в Киргизии.
Выборы традиционно активизируют оппозицию, выносят на поверхность противоречия между группами влияния во власти и в целом снижают общий уровень стабильности даже в самом стабильном обществе. На выборах не только обещают перемены. От них реально ждут перемен. Не обязательно смены фамилий людей, стоящих у власти, но обязательно изменения к лучшему личного положения.
Поэтому период после выборов напоминает день первого января. Новый год прошел, чуда не случилось, ожидание праздника переросло в усталость, разграбленный праздничный стол вгоняет в депрессию, а эйфоричные ожидания сменились раздражением. Именно поэтому большая часть цветных переворотов начиналась после выборов.
До получения первых результатов народ сложно выгнать на баррикады. Люди верят, что их кандидат победит (им уже сказали, что не может не победить). Они еще не разочарованы "фальсификациями", они еще пребывают в праздничной эйфории. Но вот поступают первые предварительные результаты, и наступает разочарование. Здесь-то технологи и ловят момент, чтобы прежде, чем предварительные результаты станут окончательными, а разочарование перерастет в депрессию, бросить толпы на площади, а если понадобится, то и на штурм правительственных задний.
Минск — Бишкек, возможные сценарии
Если в ноябре сразу после выборов в Бишкеке начать акции протеста, то внимание от Белоруссии будет отвлечено, а местное руководство должно расслабиться: американцы еще никогда не организовывали две цветных революции одновременно.
Тогда в Минске у мятежников появляется шанс. Тем более что в последние четыре-пять лет Белоруссия обзавелась своими наци, своей проевропейской молодежью, а госструктуры начали периодически поигрывать в многовекторность.
Конечно, все это происходит не с таким гомерическим размахом, как на Украине, но и Белоруссия поменьше будет, и ставки с 2013 года настолько возросли, что мятежники могут не играть в мирный протест, которого от них ждут, а попытаться одним ударом подготовленных штурмовых отрядов боевиков захватить контроль над столицей и парализовать власть. Более того, потенциальные белорусские мятежники могут получить поддержку с Украины — пару батальонов украинских наци, которые якобы никому не подчиняются, вполне могут двинуться через границу.
Конечно, белорусская армия и силовые структуры способны справиться с подобного рода путчем в считанные дни, если не часы. Равно как не представляет для Белоруссии серьезной опасности вторжение двух-трех тысяч украинских нацистов. Опыт войны с ополчением в Донбассе и столкновение с регулярной армией, не ограниченной в применении любых видов вооружения и техники — разные вещи. Более того, Белоруссия — член договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и страны-участницы договора, в случае атаки белорусской границы со стороны украинских вооруженных формирований получают безупречный повод для того, чтобы войти на Украину и не быть при этом агрессорами.
Ну так США ведь и надо, чтобы Россия официально оказалась в состоянии войны с Украиной. А будет она при этом защищать союзника по ОДКБ, русскоязычное население или общечеловеческие ценности — Вашингтону все равно.
В идеале, если чудом переворот удастся, США в придачу к нацистскому режиму на Украине получат аналогичный в Белоруссии. Если нет, то можно надеяться хотя бы на войну. Причем в конфликт постараются втянуть не только начавший уже разлагаться труп Уркаины, но еще пытающуюся шевелиться Прибалтику, и вполне жизнеспособную Польшу, и традиционно выжидающую Румынию.
Тогда наконец Вашингтон сможет с полным основанием сказать, что Россия напала на ЕС и НАТО, и потребовать от своих партнеров солидарности. И даже проявить умеренность — не настаивать на начале ядерной войны, если Европа наконец займет однозначную позицию и введет полномасштабные и всеобъемлющие санкции. Ну а если при этом западная граница России начнет совпадать с границей СССР, так ведь США и раньше готовы были разменять Украину на консолидацию старой Европы в санкционном давлении на Россию. Им и еще пару-тройку лимитрофов для этой благой цели не жаль.
Но, безусловно, белорусско-киргизская осенняя "вилка" может быть достаточно эффективной, только если вся структура ЕАЭС и ОДКБ будет дестабилизирована, а маневр ресурсами ограничен.
Выборы как повод расшатать Казахстан
Я не уверен, что США обязательно начнут антиназарбаевскую акцию в Казахстане сразу после 26 апреля. Они могут рискнуть, только если победа Назарбаева будет недостаточно убедительной, а какой-то из альтернативных кандидатов аккумулирует большую часть голосов оппозиции, став явным лидером.
Но Вашингтон будет внимательно мониторить и усиленно расшатывать ситуацию в Казахстане. Причем одним из основных вопросов, формально не несущих негатива, будет такой: "Кто после Назарбаева". Если его удастся сделать центральным в общественной дискуссии, только что переизбранный Назарбаев окажется "хромой уткой", поскольку политики и общественность будут ориентированы уже на следующего президента, а действующий станет восприниматься как досадная помеха на пути к светлому будущему.
С моей точки зрения, единственный способ обойти эту опасность — сразу после выборов показать обществу двух-трех потенциальных преемников, которые в борьбе друг с другом за благосклонность действующего президента и за право стать единственным "кронпринцем"-наследником на пару-тройку лет станут надежной опорой власти в борьбе с потенциальными происками других групп влияния.
В любом случае США будут шатать Казахстан, как при помощи резкого повышения активности своей легальной агентуры в СМИ, экспертном сообществе, НПО, а также возбуждения "креативного класса", так и за счет попыток организации новых жанаозенов (Жанаозен — город, где в 2011 году прошли массовые длительные выступления нефтяников) в различных районах Казахстана.
Этот принцип применяется Вашингтоном и в России: если власть нельзя свалить — ее надо максимально ослабить, связав внутренней нестабильностью. Не зря, наверное, посол Теффт ездил недавно в Екатеринбург, где американцы подготовили, пожалуй, наиболее серьезную оппозиционную площадку в России и откуда, по российским, да и по казахским, меркам до Северного Казахстана рукой подать.
Если киевский режим продержится до ноября
Весенне-осенняя атака Вашингтона на ЕАЭС и Россию должна заключатся в усиленном расшатывании Казахстана и Зауралья в промежутке между маем и октябрем, с последующей попыткой переворотов в Киргизии и Белоруссии в ноябре.
Здесь есть слабое звено. Все это имеет смысл только в том случае, если киевский режим продержится до ноября. Поскольку с утратой украинского плацдарма остальные действия Вашингтона в ЕАЭС теряют смысл — даже крупные тактические успехи уже не дадут возможности добиться стратегического выигрыша. Между тем, способность киевского режима протянуть так долго вызывает обоснованные сомнения. И вряд ли в Вашингтоне об этом не осведомлены или собираются в и так непростой ситуации, где успех не гарантирован практически в каждом отдельном случае, играть наудачу еще и в этой — ключевой точке позиции. Поэтому очень высока вероятность подготовки на Украине (возможно во взаимодействии с Прибалтикой) суперпровокации, которая снимет вопрос выживаемости киевского режима с повестки дня, переведя его в разряд несущественных. Это должен быть ход, дающий американцам 90-процентную (с учетом того, что 100% бывает только на кладбище) гарантию вовлечения России в конфликт, в котором она увязнет как минимум до конца года.
Основная задача США на данном этапе состоит в максимальном связывании и растягивании ресурсов России и ее союзников. Именно исходя из этой позиции мы и должны оценивать перспективу американской активности в любой точке планеты. Если действия Вашингтона потенциально могут приковать к себе ресурсы России более значительные, чем те, которые США затратят на дестабилизацию — опасность, что попытка будет сделана, высока, даже в неблагоприятных для США условиях. Если же США придется потратить или заморозить на данном направлении более существенные ресурсы, чем Россия направит на купирование опасности, то Вашингтон вряд ли решится на активные действия, даже если площадка будет хорошо подготовлена.
Так вот, Киргизия может играть лишь вспомогательную роль в цепи антироссиских акций Вашингтона, запланированных на май-декабрь 2015 года. Самостоятельная, изолированная попытка переворота в Киргизии, даже, если она будет удачной, не может оказать на Россию сковывающее воздействие. К тому же она существенно обеспокоит Китай, имеющий, в отличие от России, весьма протяженную границу с Киргизией. Совместными усилиями Китай и Казахстан, заинтересованные в стабильности в Бишкеке, при минимальной дипломатической поддержке России, способны купировать любые провокации США в Бишкеке.
Поэтому, какую бы гадость ни прислали американцы диппочтой в Бишкек (хоть бы даже и наличность для организации провокаций), сегодня это гадость не для Киргизии, а для кого-то из ее соседей (вероятно, что для Казахстана, чья граница с Киргизией достаточно прозрачна). Это не значит, что в Бишкеке можно спать спокойно. Их очередь тоже наступает в этом году, только чуть позже.