Захар Виноградов, РИА Новости, Андрей Лубенский, РИА Новости-Украина
Всего неделя прошла с начала событий, которые, как теперь стало ясно, резко повлияли на политическую атмосферу Украины. Речь об убийствах оппозиционного политика, журналиста и писателя. А также о принятых ранее законах, которые укрепили националистов и оказались по своей сути не столько антисоветскими, сколько антироссийскими.
Это произошло почти одновременно, хотя накапливалось долго, вместе с постепенным изменением общественного сознания украинцев. Мы имеем дело с феноменом: превращение цивилизованного, европейского православного государства в разряд стран третьего мира — с политическими убийствами, гонениями на свободу слова, с бессмысленным инстинктом разрушения цивилизационных норм морали.
"Когда против слова выступает пуля, это говорит о том, что общество больно", — говорит директор центра "Третий Сектор", политолог Андрей Золотарев. Он предполагает, что "эти жертвы — не последние в выяснении политических отношений". Но главное, по его словам — "если государство не может удержать монополию на насилие, рано или поздно общество превращается в джунгли". По мнению независимых экспертов, сразу несколько факторов говорит о том, что Украина перемещается в зону стран третьего мира.
Как формируется ненависть
По мнению украинского политолога Андрея Финько, в деле об убийстве Бузины значимым, помимо гибели писателя, является и то, " что в обществе сформировалась культура ненависти. А от культуры ненависти до культуры террора — меньше одного шага". Национально-исторические традиции в этом смысле, к сожалению, "тяжелые", добавил политолог.
В этом смысле неслучайной выглядит и смерть интернет-журналиста Сергея Сухорука, который погиб почти тогда же, когда произошли резонансные убийства Калашникова и Бузины. По официально версии следствия, Сухорука убили в результате бытовой стычки с соседями по даче. Двое мужчин ворвались в дом, где проживал Сергей, нанесли ему несколько ударов, а потом выволокли на улицу и там продолжали избивать журналиста. Но то, что скрывается за словами "неприязнь на бытовой почве", на самом деле, учитывая зверское избиение, говорит о прямо-таки звериной ненависти соседей по даче к успешному журналисту.
Кто формирует ненависть
Новая власть выпустила опасного джинна насилия, еще находясь в зачаточном состоянии — в феврале-марте 2014-го года. Тогда телеканалы, интернет-СМИ смаковали подробности: радикалы сажали на цепь посреди площадей городов и поселков страны неугодных им представителей власти, депутатов Верховной Рады отправляли в мусорные баки ("мусорная люстрация"), оскорбляли кандидатов в президенты Украины, которые не входили в список "национально свидомых" (национально ориентированных), их посыпали мукой, поливали зеленкой у подъездов телеканалов, где они предполагали выступать со своей программой. Все это казалось легкой игрой в "справедливость", в "народную демократию", в "политическое шалопайство"… Но продолжилась игра убийствами Олега Калашникова и Олеся Бузины.
Да и смерть уже не выглядит на телеэкранах, в соцсетях и в большинстве украинских СМИ как нечто абсолютно трагическое. Оголтелое улюлюканье прокатывается по Украине.
"То, что происходит сейчас, имеет свойство маятника. Когда запускается маховик насилия, этот маятник возвращается обратно и сносит головы тем, кто сейчас радостно хихикает и потирает руки, — считает Андрей Золотарев. Он напомнил нам о судьбе Муссолини: в начале 20-х годов прошлого столетия, когда убили оппозиционного депутата Джакомо Маттеотти, вряд ли Муссолини предвидел, что сам он закончит путь, будучи повешенным вверх ногами на автозаправке…
"Но в Италии маятник описал эту дугу за 20 лет. Я боюсь, что на Украине все может произойти гораздо быстрее, и тот, кто формирует сегодня атмосферу насилия, рано или поздно может сам оказаться ее жертвой", — говорит политолог.
Андрей Финько предположил (подчеркнув при этом, что это только предположение), что произошедшие в Киеве убийства "являются преддверием каких-то новых ударов, которые уже могут быть нанесены не по оппонентам нынешней власти, а внутри правящей группировки".
"Мы столкнулись с ситуацией, когда тысячи людей выражают моральную поддержку уничтожению политического противника", — отметил политолог. По его словам, это свидетельствует о глубокой деморализации общества.
Вместо свободы слова свобода падения
Самым, пожалуй, неприятным открытием стал почти единый фронт украинских журналистов, выступивших с нелицеприятными, а иногда и откровенно циничными материалами в адрес погибших, особенно Олега Калашникова и Олеся Бузины.
По словам бывшего главного редактора газеты "Известия в Украине" Янины Соколовской (газета была закрыта в свое время Игорем Коломойским, выкупившим бренд), в связи с политическими убийствами следует говорить и о весьма низком моральном состоянии украинского журналистского сообщества.
"Это не единый цех, который кует правду, это несколько конкурирующих, порой кустарных производств, которые в этой конкурентной борьбе забыли, что речь идет о погибших", — сказала Соколовская, добавив, что ей тяжело и неприятно было читать высказывания некоторых представителей медиасообщества.
По мнению опрошенных нами независимых экспертов, хотя Украина имеет богатую историю борьбы за свободу слова, но после победы "Евромайдана" ситуация печальна: "очень многие журналисты добровольно стали пропагандистами". Неугодные националистической власти телеканалы и издания закрываются, либо к ним применяются различные санкции и гонения, вплоть до ареста помещений и тиража, как это было уже не раз с оппозиционными "Вестями" (главный редактор — Игорь Гужва).
Как Украина становится страной "третьего мира"
Золотарев заметил, что за последний год количество профсоюзов в стране сократилось на четверть. "Можно сколько угодно говорить о демократии, о европейских стандартах, но у нас базис таков, что мы движемся в абсолютно противоположном направлении", — говорит он.
Андрей Финько предложил проанализировать круг тем, которые обсуждают эксперты на заседаниях разных "круглых столов": говорят о резонансных убийствах, об угрозе дефолта, о скачках валютного курса, о войне на Донбассе — но никто не говорит о развитии страны. А раз общество не обсуждает проблемы развития, в каком направлении оно развивается?
На этом фоне совершенно естественно выглядит очень вялая реакция власти на резонансные убийства в Киеве. "Когда Петр Порошенко сделал заявление вскользь, на два абзаца, о том, что это проявление агрессии и влияние вражеской стороны, уже президент России Владимир Путин успел рассказать, что это — заказное политическое убийство (убийство Олеся Бузины — ред.), и нужно было отбивать этот пиар-удар, но он отбит не был", — заметила Соколовская.
Свою роль сыграли пока не утвержденные президентом, но уже принятые парламентом страны законы о признании националистических организаций "борцами за независимость" Украины, о декоммунизации и об отмене празднования Дня Победы 9 мая.
По мнению Андрея Золотарева, эти законы не способствуют консолидации общества, напротив, углубляют раскол. Эксперт назвал их "типичной конъюнктурной идеологической "заказухой", облеченной в форму закона".
"Эти законы абсолютно иррациональны… Люди, из голов которых переползли в законы эти идеологические химеры, очень плохо себе представляют, как идеология интегрального национализма будет стыковаться с жизнью общества в XXI веке. Они предлагают вернуться Украине на 100 лет назад", — сказал Золотарев.
Он также решительно возразил против определения советского режима как "преступного", напомнив о фактах: сегодня ВВП Украины составляет 60% от ВВП УССР 1990-го года, а в следующем году будет 56%.
Советские "оккупанты" и "колонизаторы", заметил он иронично, оставили Украине в 1991-ом году третий по величине ядерный арсенал, крупнейшую в Европе армию, АЭС, аэрокосмическую промышленность, работавшие тогда системы бесплатной доступной медицины…
"А вот благодаря многолетним усилиям тех, кто очень сильно любит Украину, она почти освобождена от "ненужных" заводов, производивших космические корабли, спутники, самолеты, радиоэлектронную аппаратуру. Из тех 5 тысяч предприятий, которые достались Украине в 1991 году, за четверть века мы потеряли добрую половину. Население Украины сократилось почти на 10 миллионов", — напомнил Золотарев, добавив, что, может быть, пора ставить вопрос об ответственности тех, кто все эти годы рулил страной, а не тех, кто это все оставил "незалежной"?
Наконец, отметил политолог, в 1989-м году свободы слова было чуть больше, чем сегодня, и даже в деятельности партийных органов "было больше демократии, по сравнению с тем, как принимаются решения сегодня".
По его словам, скорее всего, причина принятия таких законов состоит в том, что "Арсению Яценюку подпалили хвост коррупционным скандалом", рейтинг падает катастрофически — и "ребята подсуетились, решая свои проблемы, решили сжечь хату".