МОСКВА, 17 апр – РИА Новости. Наблюдения за поведением нескольких девушек и молодых женщин в социальной сети показали, что просмотр Facebook делает их более склонными к сексуальной объективации – восприятию самих себя в качестве игрушки для мужчин, говорится в статье, опубликованной в журнале Psychology of Women Quarterly.
"Наше исследование показало, что когда девушки проводят больше времени за чтением журналов и просмотром соцсети, то они проявляли большую степень самообъективации по сравнению с другими женщинами. Этот феномен связан с тем, что у женщин есть тенденция сравнивать свою внешность с окружающими людьми, и в особенности со сверстницами или знакомыми в Facebook", — заявляют авторы статьи, Филиппа Дидрихс (Phillippa Dedrichs) из университета Западной Англии в Бристоле и ее коллеги.
Дидрихс и ее коллеги пришли к такому выводу, проверяя одну из наиболее распространенных претензий феминисток и борцов за права женщин к миру СМИ и массовой культуры — тенденции овеществлять женщин, выставляя их красоту и сексуальную привлекательность как главное и самое значимое позитивное качество представительниц слабого пола.
Данную особенность рынка масс-медиа принято считать одной из основных причин половой дискриминации на работе, в быту и в обществе, и главной причиной того, что сами женщины во многих случаях овеществляют себя и смотрят на себя по большей части только как на предмет сексуального влечения со стороны мужчин.
Авторы статьи проследили за поведением полутора сотен девушек в возрасте от 17 до 25 лет, наблюдая за тем, как различные виды масс-медиа и прочие источники информации влияют на их представления о месте женщины в обществе. В их число входили различные рекламные видеоролики, фотографии, глянцевые журналы и социальные сети.
Как показали наблюдения Дидрихс и ее коллег, Facebook неожиданно оказался одним из главных факторов, способствующих развитию самоовеществления среди женщин. Те девушки, которые проводили больше времени за просмотром страничек в соцсети, были более склонными считать свою физическую привлекательность своим главным позитивным (или негативном) качеством, чем остальные участницы эксперимента.
Что интересно, другие предположительные источники самоовеществления – телевидение, интернет и музыкальные клипы – не оказывали такого влияния и в целом не были связаны с тенденцией к сексуальной объективации.
Сами ученые связывают это с тем, что, соцсеть была доступна для молодых жительниц Британии всегда и везде — в среднем, каждая девушка проводила по два часа в Facebook в день, затрачивая заметную часть времени на просмотр фотографий. Соцсеть играла на их тщеславии, позволяя им сравнивать себя со сверстницами, коллегами, подругами и родственницами.
По этой причине психологи рекомендуют девушкам и молодым женщинам ограничивать себя в просмотре фотографий в соцсетях, если они не стремятся стать жертвой своих собственных стереотипов о том, какую роль и место занимают представительницы слабого пола в жизни современного мира. В свою очередь, социальные службы всех государств мира должны учитывать этот фактор при подготовке рекламы и акций, направленных на молодых женщин и девушек.