МОСКВА, 15 апр — РИА Новости, Мария Киселева, Полина Черница. До выборов президента США остается еще полтора года, однако борьба за высший государственный пост страны уже вступила в активную фазу. За последние недели сразу несколько политиков объявили о своем намерении участвовать в выборах, среди них экс-госсекретарь США и бывшая первая леди Хиллари Клинтон, сенатор от Техаса Тед Круз, сенатор от Кентукки Рэнд Пол и их флоридский коллега Марко Рубио.
Несмотря на то, что основная волна выдвижений еще впереди, уже сегодня можно выделить основных фаворитов президентской гонки. Вероятными кандидатами на пост главы Соединенных Штатов на следующие четыре года чаще других называют Клинтон, проигравшую в 2008 году в борьбе за выдвижение от демократов нынешнему президенту Бараку Обаме, и сына 41-го президента США, брата 43-го президента США, бывшего губернатора Флориды Джеба Буша.
Тем не менее вне зависимости от того, кто в 2016 году займет высший государственный пост, вряд ли стоит ожидать больших изменений во внешней политике Вашингтона, в частности по отношению к Москве.
Согласно выборной процедуре в Соединенных Штатах сначала голосование пройдет исключительно по партийной линии: с января по июнь 2016 года демократам и республиканцам предстоит в ходе серии предвыборных собраний — праймериз или кокусов — выдвинуть единого кандидата на президентские выборы от своих партий. Лицо, проигравшее предварительные выборы и не заручившееся таким образом поддержки однопартийцев, не будет допущено к участию в голосовании от этой партии, однако может выступить на выборах в качестве независимого кандидата.
Хотя у желающих побороться за президентское кресло все еще остается время для того, чтобы открыто заявить о своих амбициях, на сегодняшний день серьезных конкурентов среди демократов у Клинтон нет, в то время как среди республиканцев явного фаворита президентской гонки назвать несколько сложнее.
Похожая ситуация развивалась и в 2012 году. У демократа Барака Обамы фактически не было конкурентов среди однопартийцев, он выиграл праймериз и кокусы во всех 50 штатах. Куда более напряженно предварительные выборы проходили для республиканцев: Митт Ромни, который впоследствии стал соперником Обамы в ходе президентской гонки, "взял" 37 штатов, а также одержал верх в Округе Колумбия и пяти островных территориях США, Рик Санторум победил в 11 штатах, а Ньют Гингрич — в двух.
Сильные стороны Клинтон очевидны — громкое имя, обширные политические и бизнес-связи. Помешать же успешному выдвижению в президенты ей может работа в команде Обамы, рейтинг которого на протяжении долгого времени находится на низком уровне. Клинтон придется приложить массу усилий, чтобы избавиться от связанных с ее фамилией негативных ассоциаций. Скандалы эпохи президентства ее супруга, обвинения со стороны республиканцев в бездействии при расследовании теракта в Бенгази в 2012 году, в котором погиб посол США, а теперь еще и широко обсуждаемая история с электронной перепиской — все это способно пошатнуть позиции Клинтон. Кроме того, экс-первой леди в борьбе за президентство может помешать, по мнению многих избирателей и экспертов, сильная оторванность от жизни простых американцев. "Хиллари Клинтон не была за рулем автомобиля в этом веке — как она может относиться к цене на топливо? Как она может относиться к повышению цен на еду, когда она не покупает сама для себя продукты?" — объяснил изданию Politico политтехнолог Республиканской партии Кевин Мэдден.
Самым популярным на текущий момент потенциальным конкурентом Клинтон на праймериз могла бы стать сенатор от штата Массачусетс с довольно левыми даже для демократов взглядами Элизабет Уоррен, которая, правда, заверяет, что баллотироваться не собирается. Уоррен выступает за урезание расходов на оборону, за расширение соцобеспечения и увеличение минимального размера оплаты труда. Во время своих выступлений она неоднократно обращала внимание на то, что, несмотря на экономический рост, улучшений в жизни среднего класса не наблюдается. Что касается внешней политики, сенатор в целом поддерживает внешнеполитическую линию Обамы, в том числе по коллективной борьбе с радикальной группировкой "Исламское государство".
Побороться за высший государственный пост мог бы и вице-президент Джо Байден, тем более что делать ему это не впервой — политик участвовал в предвыборной гонке в 1988 и 2008 годах (в последнем случае, правда, Байден вышел из гонки сразу после первого кокуса в штате Айова, на котором он получил поддержку лишь 1% однопартийцев). Однако особой предвыборной активности за ним пока не замечено. К тому же Байден за свою долгую политическую карьеру заработал славу человека, известного своими необдуманными заявлениями. Как пишет журнал Time, вице-президент "преуспел как спикер и спорщик… Он одновременно и свой человек в Вашингтоне, и герой американского рабочего класса… Но против всех этих бесподобных качеств есть одна особенность, которая, сколько мы его помним, сопровождает Байдена, — устойчивая тенденция говорить глупые, оскорбительные и отталкивающие вещи". Один из известных "байденизмов", за который вице-президенту потом пришлось извиняться, — он заявил, что Саудовская Аравия, ОАЭ и Турция, являющиеся союзниками США, посылали сотни миллионов долларов и тысячи тонн оружия всем, кто был готов сражаться против правительства Сирии, подразумевая, что в их числе могли оказаться и террористы.
Другие возможные соперники Клинтон — бывший губернатор Мэриленда Мартин О'Мэлли, сенаторы Джим Уэбб и Берни Сандерс, однако их популярность среди демократов, по сравнению с аналогичными показателями экс-госсекретаря, ничтожно мала.
С республиканцами все не так очевидно. Необходимость обновления партии, которую часто обвиняют в закостенелости, назрела давно. С целью привлечения новых сторонников потенциальные кандидаты в президенты от республиканцев в большей или меньшей степени стараются отходить от "генеральной линии партии". Хотя основные принципы партии "слонов" (неофициальный символ республиканцев) переходят из одной предвыборной программы в другую, в деталях взгляды однопартийцев порой довольно сильно отличаются.
Самым "правильным", каноническим республиканцем среди выдвиженцев от "великой старой партии" (GOP — Grand Old Party — неофициальное название Республиканской партии) является, пожалуй, 44-летний сенатор латиноамериканского происхождения Тед Круз (его отец — кубинец, бывший в рядах сопротивления с Фиделем Кастро, а после его прихода к власти разочаровавшийся в идеях кубинского лидера и сбежавший в Техас, мать — американка из семьи эмигрантов из Ирландии и Италии). Складывается впечатление, что он не приемлет полутонов и полумер. Так, однажды Круз выступил в верхней палате Конгресса США с 20-часовой критической речью в адрес "детища" Обамы — реформы здравоохранения Obamacare. Сенатор выступает за немедленную военную помощь Украине, заявляет о "катастрофических рисках", которые может принести будущая сделка "шестерки" с Ираном, а также предостерегает о том, что Россия и Китай хотят занять место Соединенных Штатов на международной арене. Его главное преимущество — последовательность, верность своим убеждениям: его взгляды по ношению оружия (за), абортам (против) и многим другим вопросам не претерпели изменений с тех времен, когда он еще работал солиситором Техаса (по сути, главным адвокатом штата). Однако его радикализм может сыграть с ним злую шутку: выступая против иммиграционной реформы, он фактически теряет довольно крупный, постоянно растущий круг потенциальных избирателей.
Еще один выдвиженец в президенты кубинского происхождения — сенатор Марко Рубио. Его жизнь — воплощение американской мечты: впервые избравшись в палату представителей штата Флорида в 2000 году, он уже через три года стал ее спикером. Сенатором он был избран в 2010 году, проявил себя в двух ведущих комитетах — по международным делам и по разведке, а теперь заявляет и о президентских амбициях. Во внешней политике Рубио — образцовый республиканец: выступает за усиление конфронтации с Россией (даже поддержал идею об отключении РФ от Swift), против ядерной сделки с Тегераном. Во внутренней политике сенатор также занимает в целом консервативные позиции, однако позволяет себе некоторое отступление — Рубио поддерживает иммиграционную реформу, что может позволить ему привлечь на свою сторону представителей нацменьшинств и таким образом расширить потенциальный электорат. Недостатком кандидата может стать небольшой политический опыт. Впрочем, сенатору Обаме в 2008 году его сравнительная молодость сыграла только на руку.
Еще одним политиком, успевшим заявить о своем намерении побороться за президентский пост, стал либертарианец Рэнд Пол. Сторонник снижения налогов, противник вмешательства в частную жизнь людей и внутренние дела других государств — его политические взгляды контрастируют с позицией коллег по цеху (что, впрочем, не мешает ему называть Россию "источником проблем"). То, что он добьется поддержки большинства республиканцев, маловероятно, тем не менее, Пол является ярким и важным персонажем в текущей президентской кампании. Его позиция вполне может помочь привлечь в GOP больше молодежи.
Шагов в сторону участия в президентской гонке ждут от губернатора Висконсина (типичного "голубого" — демократического — штата) Скотта Уокера, экс-губернатора Техаса Рика Перри (попавшего прошлым летом в сводки ведущих мировых СМИ за то, что отказался встретить в аэропорту Обаму, прибывшего в визитом в Остин), экс-руководителя компьютерного гиганта Hewlett-Packard Карли Фиорины и ряда других. Однако главным претендентом на номинацию от GOP многие называют 62-летнего отставного губернатора штата Флорида Джеба Буша. Его можно назвать самым умеренным, "удобным" кандидатом среди своих коллег по партии. Большое влияние и сдержанность — вот его козыри. Буш, как и Рубио, идет ва-банк по вопросу мигрантов — выступает против выдворения давно проживающих в стране нелегалов. Также он занимает довольно сдержанную позицию по однополым бракам. Основная его проблема — необходимость дистанцироваться от непопулярной политики своего брата. Одновременно Буш активно решает и другую свою задачу — критикует Обаму: и с Ираном администрация оступается, и с Кубой зря Вашингтон стремится восстановить отношения.
Прошедшие в ноябре промежуточные выборы обеспечили республиканцам большинство в обеих палатах Конгресса. Многие наблюдатели тогда заговорили об "очевидном закате" эры демократов, который довершит избрание республиканского президента в 2016 году. Однако дальнейшее развитие событий показало, что республиканцы пока не готовы пожинать плоды этой победы, которая в дальнейшем вообще может оказаться для них пирровой.
Первой "ласточкой" стал кризис в Фергюсоне. Объявление вердикта полицейскому, застрелившему чернокожего подростка Майкла Брауна, спровоцировало дальнейшую волну беспорядков, которые распространились за пределы штата Иллинойс, когда вскрылись другие подобные преступления. Тогда республиканцы не смогли занять внятную позицию по многим вопросам, которые выявил скандал. Эксперты прогнозируют, что эта тема станет одной из главных в дебатах, и от кандидата-республиканца потребуют четкого ответа.
Еще один ощутимый удар республиканцы нанесли себе сами, излишне агрессивно отреагировав на президентскую инициативу о нормализации отношений с Кубой. Так, спикер палаты представителей США республиканец Джон Бейнер назвал их "бессмысленными уступками". Его однопартиец Рубио был более категоричен: кубинец по происхождению, он указал на то, что Гавана не только не прекращает нарушать права человека, но и поддерживает в этом Венесуэлу, против которой США намерены ввести санкции. "Эта противоречивая политика абсурдна. И это позор для президента, который утверждает, что ценит права человека и свободы. Этот президент — худший переговорщик (с Кубой) за всю мою жизнь, он дает кубинскому правительству все, что тот ни попросит, не получив никаких заверений о прогрессе в области соблюдения прав и свобод (на Кубе) взамен", — заявил Рубио.
Такой обличительный пафос был поддержан "старыми" кубинскими эмигрантами, которые также осудили действия Обамы. Однако эксперты указывают, что в более молодой среде шаг демократической администрации был поддержан с большим воодушевлением. Очевидно, что за оставшееся время ждать значительного прогресса в отношениях с Гаваной не придется, однако демократический кандидат, скорее всего, будет использовать каждый новый шаг на этом пути в свою пользу и напоминать, что это заслуга именно партии "ослов" (неофициальный символ демократов).
При этом наблюдатели особенно отмечают, что Клинтон, в отличие и от конкурентов-однопартийцев, и от представителей другой партии, почти не комментировала оба этих сюжета. А значит, смогла оставить для себя большую свободу для маневра.
Кто бы ни занял кресло президента в Овальном кабинете после выборов в 2016 году — будь то демократ или республиканец — большую разницу с нынешней внешней политикой Вашингтона мир вряд ли ощутит. Особенно это касается российского направления. Ни со стороны "слонов", ни со стороны "ослов" желания "перезагрузить" отношения с Москвой не наблюдается. По крайней мере, во время предвыборной гонки слов о сотрудничестве с Россией мы вряд ли услышим: заработать дивиденды на дружбе с Россией среди американского истеблишмента сейчас непросто, поэтому претенденты на пост главы государства будут, скорее, соревноваться в том, кто громче скажет о "неподобающем" поведении Москвы. Буш уже не раз успел раскритиковать Обаму за нерешительность по вопросу поставок оружия на Украину и в связи с его позицией в отношении России. Впрочем, нужно учитывать, что это все же предвыборные заявления, и возможный выдвиженец в президенты пытается играть на отрицании политики нынешнего американского лидера. Да и практика показывает, что республиканцы в Белом доме лучше взаимодействуют с Москвой. В любом случае, на общую ситуацию все это вряд ли не повлияет. Достаточно вспомнить решение обеих палат Конгресса принять "Акт о поддержке Украины" без всякого обсуждения — закон в декабре прошлого года был принят единогласно.
В целом, основное внимание Вашингтона, вероятно, будет обращено на Ближний Восток и Китай. Как республиканцы, так и демократы будут совершать осторожные шаги в сторону сотрудничества с Пекином, "ослы" и "слоны" продолжат действия по борьбе с террористической угрозой на Ближнем Востоке. От Клинтон стоит ожидать более активного участия в международных делах и довольно жесткую внешнюю политику, от Буша, скорее, большего прагматизма, чем у уходящего президента.