Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Лидер "Национального фронта" Марин Ле Пен всё-таки добилась своего: её отец, почетный председатель этой французской партии, отказался участвовать в региональных выборах. Раскол в "Национальном фронте", де-факто давно очевидный, на этот раз был зафиксирован де-юре. Вместо Жан-Мари Ле Пена на региональные выборы пойдет его 25-летняя внучка (и племянница Марин) — Марион Марешаль Ле Пен.
Жан-Мари Ле Пен до этого грозился использовать всё своё влияние в "Национальном фронте", обещая создать "условия для немалого скандала и потери авторитета для Марин". Скандал у Ле Пена, как обычно, получился, а всё остальное — нет.
Сам ушёл
Так что выбора у Ле Пена особо и не было: либо он сам отказывается от участия в выборах, либо его рано или поздно лишают такой возможности.
Марин потребовала, чтобы отец снял свою кандидатуру на выборах в регионе Прованс-Альпы-Лазурный Берег, напоминая, что статус почетного председателя не позволяет ему "брать "Национальный фронт" в заложники", в ином случае из партии придется выйти.
Скандалы как призвание
Совсем недавно у Ле Пена случился было ренессанс: то он в прямом телеэфире повторяет свои же старинные тезисы о газовых камерах, которые, по его мнению, "всего лишь детали истории", то сыплет нецензурными оскорблениями с политических трибун, то говорит о Северной Европе и России как об "оплоте белого мира", опасаясь, что русские при этом "могут не сохранить Сибирь". За расистские высказывания его и судили, и штрафовали, но его убеждения остались неизменными. Они-то и стали камнем преткновения в его конфликте с дочерью: "Жан-Мари мечется между стратегией выжженной земли и политического самоубийства",- считает Марин, стремясь получить новые голоса центристов, ведь праворадикалы, евроскептики и так на её стороне.
"Национальный фронт" — против ультралиберального концепта объединенной Европы
Впрочем, разделение на правых и левых Марин Ле Пен считает условным. Так, говоря о раскладе сил в Европарламенте, лидер "Национального фронта" не раз настаивала на том, что и правоцентристкая Европейская народная партия и Партия европейских социалистов на самом деле защищают один и тот же ультралиберальный концепт объединенной Европы, пытаясь при этом посягнуть на суверенитет народов. Такой подход Марин называет фарсом и даже политическим мошенничеством, предлагая противопоставить социалистам и правоцентристам идеи евроскептиков-националистов.
По итогам выборов в Европарламент в 2014 году "Национальный фронт" увеличил своё присутствие с 3 до 22 депутатов, в самой же Франции партия на евровыборах заняла первое место (25,4 %).
Главное, за что выступает Марин Ле Пен, — это сохранение суверенитета европейских государств и возможность возвращения к национальным валютам. Она называет евро "костюмом, сшитым на заказ только для Германии" и считает, что европейские народы выиграют (в отличие от Германии), если откажутся от евро. То, как Европа сейчас обходится, к примеру, с Грецией, Ле Пен называет позором, подчеркивая, что меры жесткой экономии "возвратили эту страну в средневековье".
Расклад политических сил во Франции
Конечно, для самой Франции важна позиция "Народного фронта" по иммигрантам. И тут хотя риторика стала мягче и Марин избавила партию от упреков в расизме, это всё-таки однозначно жесткое мнение. Ле Пен выступает за более строгое иммиграционное законодательство, напоминая, что "Франция — это не халифат, не исламское государство", и что страна должна неукоснительно соблюдать закон о разделении церкви и государства, не допуская строительства мечетей за деньги налогоплательщиков. Плюс Марин периодически высказывалась за выход Франции из НАТО, осуждала военную кампанию в Ливии, выступала за многополярный мир.
Теперь у ультраправых, которые смогли избавиться от сомнительной репутации прошлого, есть все шансы побороться за популярность у избирателей.
Конечно, Николя Саркози может вернуть потерянные было голоса и вновь сплотить вокруг себя консервативные силы. А может и не вернуть: доверие иногда теряют безвозвратно, опять же ему грозят новые-старые судебные преследования.
"Все карты сдаются заново"
Сейчас французские депутаты-социалисты намерены создать парламентскую комиссию по расследованию финансирования "Национального фронта" Первым Чешско-Российским банком (кредит на 9 миллионов евро). На что Марин Ле Пен, выступавшая за углубленное сотрудничество с Россией и против санкций, отвечала, что обращалась за помощью к французским банкам, но безуспешно. А партию нужно финансировать.
Отец Марин Ле Пен когда-то говорил о слабохарактерности французов и прежде всего — политиков, считая, что "главный завод, который нужно построить во Франции — это завод мужских яиц". Видимо, этот завод теперь будет строить его дочь Марин.
Получив на президентских выборах 2012 года больше голосов, чем за 10 лет до этого ее отец, Марин Ле Пен пообещала самую большую перегруппировку политических сил: "Мы на пороге перемен. Все карты сдаются заново". Вытеснив, наконец, радикального отца с политического поля, Марин Ле Пен начала свою игру.