О проблемах в российско-американских отношениях, о том, что мешает их развитию, а также об отношении американского бизнеса к санкциям против РФ в интервью корреспонденту РИА Новости в Вашингтоне Дмитрию Злодореву рассказал глава Российско-Американского тихоокеанского партнерства (РАТОП) Дерек Норберг.
— РАТОП позиционирует себя как единственный региональный форум, объединяющий два таких специфических региона, как американский Запад и российский Дальний Восток. В чем специфика этого сотрудничества и как оно изменилось, если изменилось, в последние годы и месяцы?
— РАТОП действительно является единственным межправительственным американо-российским форумом, объединяющим эти два региона. Кроме того, это старейшая из ныне действующих двусторонних структур — в нынешнем году мы будем праздновать 20-летие и юбилейную встречу проведем в октябре в Южно-Сахалинске. Изначально же наш форум был создан в рамках комиссии по сотрудничеству, больше известной как "Гор-Черномырдин", а идея его создания впервые обсуждалась во время визита президента РФ Бориса Ельцина в Сиэтл (штат Вашингтон) в 1994 году.
В те времена необходимость развития торговли между американским Западом и российским Дальним Востоком была очевидной. Среди всех штатов США Вашингтон тогда занимал лидирующие позиции в плане торговли с РФ и прежде всего с Дальним Востоком. Это касалось многих компаний, в том числе Marine Resources Company International (MRCI), Boeing, рыболовных концернов, Western Family Foods, экспортеров яблок. Многие нефтегазовые концерны начинали в то время разработки на шельфе Сахалина. Кроме того, США осуществляли финансирование российских партнеров с помощью займов через Американо-Российский инвестиционный фонд (TUSRIF) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Ситуация изменилась после кризиса 1998 года, когда американский экспорт на Дальний Восток уже не покрывал такое количество товаров, как раньше. Но по справедливости нужно сказать, что потенциал транстихоокеанской торговли между США и Россией так и не был полностью реализован. Обе стороны понимают этот потенциал и поддерживают усилия нашей организации, касающихся торговли между Дальним Востоком и американским Западом.
— Мы несколько раз откладывали это интервью из-за неопределенной ситуации вокруг бывшего губернатора Сахалина Александра Хорошавина, которого обвиняют в получении крупной взятки. Почему этот регион так важен для двусторонних деловых отношений?
— Сахалин уникален по целому ряду причин. Прежде всего, этот край имеет долгую историю партнерства с США в рыболовной отрасли, а также в сфере разведки и добычи полезных ископаемых. Кроме того, именно там (вместе с Хабаровским краем) реализуется крупнейший проект с американским участием — "Сахалин-1", который разрабатывает
Exxon Neftegas Limited (ExxonMobil).
Можно сказать, что этот проект является двигателем развития Сахалина. Отмечу, что деловой климат в данном регионе существенно улучшился. Мне это хорошо известно потому, что в период с 2003 по 2009 годы мы очень тесно сотрудничали с местными органами власти и четырежды проводили там свои годовые собрания. На мой взгляд, Сахалин является одним из наиболее интересных регионов, в котором действует РАТОП, и его руководство крайне серьезно нацелено на развитие отношений с США. Конечно, очень многое еще только предстоит сделать, но я могу сказать, что Сахалин в большей степени, чем другие регионы РФ, представляет собой модель для развития партнерства между США и Россией.
— Начиная проекты в таких регионах, как Сахалин, Чукотка или Аляска, нужно действовать крайне осторожно, поскольку любой шаг может нанести серьезный урон очень специфичной и хрупкой окружающей среде. Как можно соблюдать баланс в нынешних весьма переменчивых условиях?
— Вопросы климата и окружающей среды — это одна из причин, по которым американо-российское сотрудничество столь необходимо. В частности, у американских компаний есть богатый опыт работы в сложных климатических условиях, который очень важен при реализации проектов на шельфах Сахалина, Камчатки, в Охотском море, а также в Арктике. Для участия в большинстве подобных начинаний сотрудничество США с российскими компаниями, такими как "Роснефть", "Газпром" и другие, просто идеально.
На мой взгляд, расширение возможностей в Арктике может способствовать началу новой главы двустороннего партнерства. Экология данного региона требует, чтобы Россия, США и все другие страны использовали там самые лучшие технологии и наработки для того, чтобы минимизировать возможное негативное влияние на нашу планету. Осуществление арктических проектов подразумевает очень большую осторожность, международное сотрудничество и высокую ответственность. Именно поэтому в 2014 году РАТОП инициировало диалог по сотрудничеству в Арктике.
Что же касается проектов, то, хотя мы выступаем за американо-российское партнерство в целом, не все начинания пользуются поддержкой РАТОП. И в США и в России есть хорошие и плохие игроки, и мы не считаем, что проект является хорошим уже только потому, что в нем участвуют русские и американцы. Все они призваны способствовать развитию успеха в двусторонних отношениях, тогда как неудачи только усилят ощущения, что американо-российские проекты слишком рискованны.
— Вы являетесь жестким критиком санкций, которые США ввели против России. На ваш взгляд, они справедливы или нет?
— Эти санкции являются симптомом фундаментальных проблем в американо-российских отношениях. И они не являются решением этих проблем. Будь двусторонние отношения лучше, в санкциях не было бы нужды. Я работаю с Россией уже более 20 лет и хорошо знаю, что принуждение не является хорошим способом для того, чтобы кто-то выполнил твои пожелания. К русским это относится в особенности, и американское правительство должно понимать это. Возможно, оно это понимает. Оказывая экономическое давление на экономику РФ, американские власти повышают цену для российского народа за то, что его правительство поддерживает сепаратистов в Донбассе. Но таким образом США просто игнорируют причины, по которым Россия делает это. Понимание общего контекста, вне зависимости от того, согласен ли Вашингтон с действиями Москвы или нет, чрезвычайно важно для конструктивного диалога и поиска решения. К сожалению, сейчас, похоже, такого диалога между США и Россией нет.
Между тем Россия в течение многих лет высказывала свои опасения по поводу расширения НАТО, в особенности в сторону Украины. На Майдан Россия отреагировала поддержкой Крыма и Донбасса, что трудно назвать сюрпризом. И введением санкций, на мой взгляд, США только уменьшили вероятность того, что русские изменят свою позицию. Достижение более приемлемого результата стало бы возможно, если бы мы начали работать с российскими партнерами раньше и теснее, уменьшая базу для их опасений. Но это требовало бы компромиссов.
Я бы отказался от любых притязаний НАТО на Украину. Конечно, само по себе это не устранит нынешний кризис, поскольку существует множество вопросов, которые должны решить украинское правительство и сепаратисты в Донбассе. Однако это позволит уменьшить законные опасения РФ о своей безопасности. Почему этот шаг не был сделан еще много лет назад, мне объяснить трудно.
— Всем известно о потерях крупного бизнеса из-за санкций. В частности, едва ли не самой пострадавшей стала компания Exxon Mobil, входящая в РАТОП. Но большинство ваших членов не являются гигантами. Как они живут в нынешних условиях?
— Санкции сами по себе не лишают американцев возможности вести бизнес с большинством российских структур. Однако некоторые из них касаются крупных компаний в России, и это ограничивает возможности предпринимателей из США. И важно отметить, что в целом американский бизнес выступает против подобных мер.
Большинство членов нашего Совета по американо-российским отношениям констатируют сокращение объемов продаж из-за ухудшения политических отношений между двумя странами. Но некоторым удалось повысить этот показатель в 2014 году. И в целом торговые отношения между США и РФ в прошлом году были достаточно крепкими. Ведь большинство компаний из обеих стран не имеют отношения к конфликту на Украине и стараются сделать все возможное для того, чтобы скрасить негативные отношения между Вашингтоном и Москвой. По большому счету и те и другие заинтересованы в разрешении данного кризиса и возвращении к нормальной работе.
— Чего нам следует ожидать в российско-американских отношениях в ближайшее время?
— Это очень трудно предсказать. Похоже, страны ЕС заинтересованы в том, чтобы конфликт на востоке Украины был устранен, пусть даже заморожен, лишь бы стороны имели возможность хоть в какой-то степени вернуться к нормальным экономическим отношениям. Вспомните, еще в 2013 году доля РФ в экспорте ЕС составляла 12,5 процентов, а для некоторых стран это вообще основной рынок. Не говоря уже о том, что Россия является ключевым поставщиком энергоресурсов. Поэтому я думаю, что удерживать единую позицию ЕС в отношении санкций будет все сложнее. На мой взгляд, Евросоюз будет все больше сомневаться в целесообразности ужесточения санкций, которые не оказывают реального влияния на позицию России. И в этой связи я надеюсь, что Европа станет тем фактором, который заставит США сделать свой подход к Украине более гибким. Я также надеюсь, что российские власти не собираются распространять зону конфликта на другие украинские регионы, в частности на Харьков. Опасаюсь, что Россия и сепаратисты могут просчитывать такие варианты, но это только приведет к новым решительным шагам со стороны США и ЕС.
Кроме того, мне кажется, что экономический и политический кризис на Украине показывает, что страну трудно считать хорошим кандидатом на место в западном альянсе. В ближайшие годы она будет сталкиваться с вызовами и ее присоединение к западным структурам будет очень дорогостоящим предприятием с экономической точки зрения, тогда как выгоды в этом могут быть исключительно политическими. И на мой взгляд, США и ЕС следует изменить свой подход к Украине.
К сожалению, правительство в Киеве может иметь финансовую заинтересованность в конфликте. Оно, очевидно, не стремится к военному решению, но пока на украинской территории продолжается открытый конфликт, власти, вероятнее всего, могут задерживать выплаты западным кредиторам. Как только кризис в Донбассе будет устранен, Украине придется возвращать огромный долг западным заемщикам.
По этим причинам я не слишком оптимистично настроен по поводу того, что какие-либо другие стороны, кроме Европы, заинтересованы в моментальном погашении конфликта.
Что же касается непосредственно российско-американских отношений, то для их улучшения в краткосрочной перспективе, на мой взгляд, необходимо следующее: России надлежит проявлять сдержанность и удерживать сепаратистов от распространения конфликта на другие украинские территории, членам ЕС продолжать оказывать влияние на американскую политику, США должны играть более активную роль в поиске решения и принять более конструктивный подход к России, чем нынешнее сдерживание, санкции и изоляция. Наконец, правительству в Киеве надлежит найти компромисс с Донбассом, а всем сторонам вместе взятым стремиться к устранению насилия, что отвечает всеобщим интересам. А кроме того, необходимо помнить, что у США и России много общих интересов, касающихся стабильности в мире. Это касается не только Украины, но и Ближнего Востока, Африки и других регионов. И нынешний кризис на Украине, а также угроза более масштабного конфликта между двумя нашими странами показывают необходимость более ответственного подхода к решению вопросов.