МОСКВА, 13 апр – РИА Новости. Переломный год для отношений России и Китая показала роль внутренней политики в построении "отношений великих держав", и Вашингтону уже поздно пытаться повлиять на этот союз, пишет The Diplomat.
Известно, что партнерство между Москвой и Пекином достигло определенной стадии зрелости в области экономики, политики, культуры и безопасности, а также созданы стабильные институционные механизмы, связывающие две державы вместе. Эти механизмы создавались на протяжении двадцати лет и в настоящее время составляют основу того, что в 2011 году рассматривалось как "всестороннее стратегическое партнерство".
Впервые этот термин был использован в апреле 1996 года на саммите в Пекине, где присутствовали китайский лидер Цзян Цзэминь и президент РФ Борис Ельцин. Через несколько дней после окончания саммита главами КНР, России, Кыргызстана, Таджикистана и Казахстана было подписано соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы, что привело к созданию так называемой Шанхайской пятерки, а затем к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Таким образом, база для двусторонних китайско-российских отношений была создана почти одновременно.
Агрессивная политика Билла Клинтона в 1996 году, связанная с предстоящими выборами и непрекращающейся критикой со стороны своих республиканских противников, опиралась на позиционирование демократов как мягкой силы в вопросах внешней политики. Предстоящие выборы в России сыграли также важную роль в объяснении внешней политики Ельцина – президенту необходимо было вернуться из Китая с хорошими новостями. К счастью, Цзян Цзэминь также возлагал большие надежды на этот саммит и так же, как и Ельцин, был в восторге от курса на "стратегическое партнерство". В ходе саммита лидеры двух стран подписали четырнадцать соглашений и заявили о своем намерении развивать "равноправное доверительное партнерство, направленное на стратегическое взаимодействие в 21 веке". Следующим шагом стал Московский саммит 1997 года, в рамках которого была заявлена Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики о многополярном мире и формировании нового международного порядка. Китайско-российский вызов однополярному миру начался.