ВАШИНГТОН, 13 апр — РИА Новости, Алексей Богдановский. Хиллари Родэм Клинтон объявила в воскресенье, что во второй раз будет баллотироваться в президенты США.
Шансы 67-летней Клинтон на номинацию Демократической партии крайне велики, но в борьбе с кандидатом-республиканцем ей придется дистанцироваться от нынешнего президента Барака Обамы, бороться с прошлыми и нынешними скандалами вокруг своего имени и вновь доказывать американскому избирателю, что новый приход во власть могущественной династии Клинтон не приведет к политической стагнации.
Войти в историю
Клинтон уже вошла в историю за три десятилетия, что она находится на вершине властной иерархии США. Будучи первой леди в президентство своего мужа Билла Клинтона (1992-2001), она не уступала супругу в популярности и во многом "вытянула" обе его президентские кампании.
В случае избрания президентом Клинтон поставит несколько исторических рекордов: станет первым президентом-женщиной и единственной первой леди, которой удалось сравняться с мужем в политических достижениях, а также продолжит политическую династию, доминировавшую в жизни страны в 1990-е годы.
За и против
Клинтон выступает в качестве кандидата, поддерживающего средний класс и борющегося с имущественным неравенством, которое растет в Америке, несмотря на общий рост благосостояния страны. Ее впечатляющий послужной список не позволит оппонентам разыгрывать карту неопытности, как это делала сама Клинтон в отношении Обамы. Клинтон обещает демократам, деморализованным неудачами нынешней администрации, добиться прорыва в иммиграционной реформе, защитить достижения реформы здравоохранения, добиться повышения доходов среднего класса и вести такую внешнюю политику, при которой Америка не будет ввязываться в новые дорогостоящие войны, как в прошлые 15 лет.
Однако у Клинтон накопился и впечатляющий отрицательный баланс. Средний класс до сих пор не оправился от финансово-экономического кризиса 2008 года, и это бьет по репутации Демократической партии, так что Клинтон придется де-факто дистанцироваться от дорабатывающего свой срок президента Обамы. Многочисленные скандалы эпохи президентства Билла Клинтона забылись не до конца, а в последние годы Клинтон пришлось столкнуться с новыми трудностями.
Так, республиканцы обвиняли ее в бездействии и в попытках скрыть правду при расследовании теракта в Бенгази в 2012 году, где погиб посол США. Не завершился скандал вокруг электронной переписки Клинтон в бытность госсекретарем — выяснилось, что она пользовалась личным адресом электронной почты и хранила письма на собственном сервере в обход правил безопасности и требований к открытости переписки на высших государственных должностях.
Наконец, благотворительный Фонд Клинтонов, которым она руководила вместе с мужем и дочерью, обвиняют в финансовой неразборчивости. Так, одной из главных целей фонда является борьба за женское равноправие, но одним из основных его доноров остается Саудовская Аравия, где женщинам запрещено водить машину и появляться на людях без сопровождения родственника-мужчины.
Бывший президент Билл Клинтон будет для кампании Хиллари одновременно и важным активом, и проблемой. Он считается непревзойденным мастером предвыборных кампаний и оратором, может напомнить избирателям о стремительном экономическом росте 90-х годов. Однако репутация Билла Клинтона до сих пор подмочена его романом в президентском кресле с практиканткой Белого дома Моникой Левински, который обошелся ему процессом об импичменте. Хиллари вышла из того скандала с честью, но мало кто из избирателей верит в полное восстановление доверия в семье Клинтонов.
Неизбежных кандидатов не бывает
Еще до официального старта кампании Клинтон обеспечила колоссальное преимущество по сравнению с другими демократическими кандидатами, заручившись поддержкой партийного истеблишмента, богатых доноров и значительной части избирателей-демократов. По популярности Клинтон бьет не только коллег по партии, но и любого потенциального республиканского кандидата. Самым популярным возможным соперником Клинтон на праймериз остается сенатор Элизабет Уоррен, которая заверяет, что не будет баллотироваться.
Пока что в демократической партии такого рода "темных лошадок", готовых перехватить лидерство у Клинтон, не видно. Другие потенциальные кандидаты — бывший губернатор Мэриленда Мартин О'Мэлли, сенаторы Джим Уэбб и Берни Сандерс — имеют популярность лишь в несколько процентов среди демократической аудитории. Вице-президент Джо Байден мог бы побороться с Клинтон, но выглядит пока откровенно слабее, да и не выражал пока что формального желания баллотироваться.
Если Клинтон получит номинацию в президенты, на общих выборах ей придется бороться с динамикой избирательного цикла. Американские избиратели не любят, когда одна из двух партий "засиживается" в Белом доме, и после двух сроков президента-демократа могут со значительной вероятностью избрать республиканца вне зависимости от того, кого выставят демократы.
Избирательная машина Клинтон во главе с ведущим демократическим стратегом Джоном Подестой рассчитывает собрать до 2,5 миллиарда долларов на предвыборную кампанию, но нет сомнений, что сверхбогатые доноры и мощный политический аппарат республиканцев сделают все, чтобы вернуться в Белый дом вслед за триумфом в обеих палатах конгресса на выборах 2016 года.
Если же Клинтон изберется президентом, ей придется иметь дело с жесткой республиканской оппозицией. Сенат может перейти в руки демократов на следующих выборах, но палата представителей в обозримом будущем останется в руках республиканцев, что гарантирует Вашингтону политический застой в случае избрания президентом демократического кандидата. В американской системе сдержек и противовесов возможности президента ограничены, так что любые обещания Клинтон могут в случае избрания остаться лишь обещаниями. Например, президент Обама, обещавший закрыть тюрьму в Гуантанамо сразу после прихода к власти, так и не добился этого из-за сопротивления конгресса.
Чего ждать России?
В бытность госсекретарем США Клинтон активно продвигала политику своего шефа Барака Обамы по "перезагрузке" отношений с Россией, хотя и не определяла самостоятельно политику на этом направлении. Уже после ухода Клинтон из госдепартамента отношения с Россией покатились под уклон: сначала дело Эдварда Сноудена, который после раскрытия секретов американских спецслужб попросил убежища в России, затем глубокие разногласия по Украине. В настоящий момент рутинные контакты двух стран заморожены во многих аспектах, сотрудничество идет от случая к случаю по таким вопросам, как переговоры по ядерной программе Ирана, против России действуют американские санкции, а в отношении американских экспортеров введены в действие российские контрсанкции.
Клинтон лишь изредка высказывалась о России в последние годы. Ее высказывание годичной давности, когда она сравнила российское руководство с Гитлером, было одиозным даже по меркам нынешнего Вашингтона, где безраздельно господствуют антироссийские настроения.
Профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев считает, что России будет трудно договариваться с президентом Клинтон. "Клинтон будет изображать из себя великого лидера, будет делать очень громкие заявления, будет масса капризов, много неприятного в ведении диалога с ней, недоговороспособность", — заявил Матвейчев РИА Новости.
Однако голоса Клинтон не было слышно в общем хоре республиканцев и демократов, которые призывают президента Барака Обаму поставлять оружие официальному Киеву. Очевидно, что в ходе предвыборной кампании Россия может предстать в виде "пугала" как в речах демократов, так и республиканцев. По традиции, после смены власти в США новая администрация устраивает "разбор полетов" и меняет внешнеполитические ориентиры, часто руководствуясь прагматичными целями, а не эмоциями.
Практика показывает, что республиканцы в Белом доме в целом несколько лучше взаимодействуют с Россией, чем демократы. Тот факт, что отношения Москвы с нынешней администрацией безнадежно испорчены, позволяет надеяться на некоторые изменения при смене власти в Вашингтоне. Однако на общие противоречия это явно не повлияет. В декабре 2014 года обе палаты конгресса не стали даже обсуждать "Акт о поддержке Украины", который призывает Белый дом расширить санкции против России и поставлять Украине оружие — закон был принят обеими палатами конгресса единогласно.
Кто бы ни пришел в Белый дом в ноябре 2016 года, ожидать отмены взаимных санкций и новой "перезагрузки" в отношениях пока что не приходится.