МОСКВА, 13 апр — РИА Новости. Президент России Владимир Путин обсудит с вице-премьером по оборонной промышленности Дмитрием Рогозиным и главой Роскосмоса Игорем Комаровым приоритеты и перспективы развития космической отрасли.
"Президент встретится с Рогозиным и Комаровым, которые доложат ему о том, как у нас развивается космонавтика, какие акценты расставляются, что является приоритетом", — сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
Он добавил, что ситуация со строительством космодрома "Восточный" находится в сфере личного внимания президента, но в повестке встречи этого вопроса нет. "Вопрос космодрома не в повестке дня встречи, но если отдельные доклады будут делаться, то будут. Но это не главная цель запланированной на понедельник беседы", — сказал Песков.
Накануне отмечался день космонавтики. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет. Это событие открыло путь для исследования космического пространства. Новые возможности здесь появились в 2000 году, когда Международная космическая станция — проект с участием 15 стран — приняла первый экипаж. Управление полетом станции в круглосуточном режиме осуществляется из двух центров: российского (в подмосковном Королёве) и американского (в Хьюстоне, штат Техас). За время эксплуатации МКС превратилась в огромную лабораторию на околоземном пространстве. Всего со дня первого полета Гагарина в космосе побывали более 500 человек из почти 40 стран.
Космические планы
Новая российская Федеральная космическая программа может быть утверждена до конца года, и уже скоро ее проект рассмотрит правительство, сообщал Комаров. "Мы сейчас работаем над тем, чтобы в новой ФКП все внимание было уделено использованию новой ракеты-носителя "Ангара", — заявил он.
Говоря о развитии российской спутниковой группировки, Комаров сообщил, что к 2025 году количество спутников для государственных нужд по ФКП будет увеличено до 100 (сейчас около 80). Число спутников социально-экономического назначения вырастет с 35 до 65, из них более 17 — спутники дистанционного зондирования Земли, без учета спутников ГЛОНАСС, полная группировка которых должна составлять 24 аппарата и два резервных. Все работающие сейчас аппараты ГЛОНАСС будут заменены.
При этом, по словам Комарова, создание сверхтяжелой ракеты в ФКП до 2025 года отдельно не рассматривается. "Суперрасходы, которые ранее предполагались на разработку сверхтяжелой ракеты (а это примерно 600 миллиардов рублей), не предусмотрены. До 2020 года все те задачи, о которых я говорил, можно реализовать с использованием новой модификации "Ангары", — сообщил он "Российской газете".
Тяжелая "Ангара" способна выводить с территории России полезную нагрузку на геостационарную орбиту. Она призвана заменить в отдаленной перспективе применяемую для этих целей сейчас ракету-носитель "Протон", запускаемую с "Байконура". Государственными заказчиками ракетного комплекса "Ангара" выступают министерство обороны России и Федеральное космическое агентство, а головным предприятием-разработчиком — Центр имени Хруничева.
Ракеты-носители типа "Ангара" являются экологически чистыми, так как их двигатели работают на керосине и кислороде, без использования крайне токсичного гептила. Все семейство, спроектированное по модульному типу, включает ракеты четырех классов (от легкого до тяжелого) грузоподъемностью от 3,8 тонны ("Ангара-1.2", испытательный пуск прошел в июле) до 35 тонн ("Ангара-А7", дата пуска пока не определена) для запусков с космодрома "Плесецк", а в перспективе с "Восточного".
Первый испытательный пуск легкой ракеты-носителя "Ангара-1.2ПП" был осуществлен российскими Войсками воздушно-космической обороны 9 июля 2014 года с "Плесецка". Тяжелую "Ангару-А5" благополучно отправили с грузомакетом на геостационарную орбиту 23 декабря 2014 года. Ракета свою программу выполнила.
Строительство "Восточного" под контролем
В 2015 году также планируется первый пуск ракеты-носителя с космодрома "Восточный", который строится близ поселка Углегорск в Приамурье. А в 2018 году с него планируется первый запуск пилотируемого космического корабля. "Восточный" должен обеспечить независимый доступ в космос и решение самого широкого спектра космических задач с территории России.
Строительные работы должны быть закончены до 30 ноября 2015 года. Однако возведение этого важного объекта сопровождается массой скандалов, уголовных дел и увольнением руководителей, а строители не раз предупреждали об отставании от графика.
Для более четкого понимания происходящего и оценки реальности исполнения президентского указа, сообщил Рогозин, совещания по строительству космодрома "Восточный" будут проводиться на постоянной основе. А в мониторинге строительства, по словам Рогозина, будет участвовать Национальный центр управления обороной России. Доклады оперативного дежурного о ситуации будут заслушиваться еженедельно.
Реформы в ответ на кризис
В начале 2010-х годов в российской ракетно-космической отрасли возник кризис, сопровождавшийся, в частности, рядом аварий при запусках космических аппаратов. Так, осенью 2011 года не удалось вывести на целевую траекторию научный аппарат для изучения спутника Марса "Фобос-грунт".
После этого началась реформа отрасли, была создана Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК), куда вошли предприятия отрасли, а за Роскосмосом оставались отраслевые научные институты и организации наземной инфраструктуры.
Несмотря на принимавшиеся меры, неудачи продолжались.
В июле 2013 года ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком ДМ-03 и тремя российскими навигационными космическими аппаратами "Глонасс-М", стартовавшая с Байконура, упала на первой минуте старта и взорвалась на территории космодрома. Выяснилось, что технолог неправильно установил датчики угловых скоростей на ракете, перевернув их вверх ногами.
Менее чем через год, в мае 2014 года, случилось еще одно крупное ЧП. Тогда с Байконура стартовал "Протон-М" с самым мощным российским спутником связи "Экспресс-АМ4R". В полете разрушилась третья ступень ракеты с разгонным блоком "Бриз-М", и космический аппарат не был выведен на орбиту. Причиной ЧП стало разрушение подшипника турбонасосного агрегата рулевого двигателя третьей ступени "Протона-М".
Кризисная ситуация сложилась и на ряде ведущих предприятий отрасли. Так, было признано, что Центр имени Хруничева находится в очень тяжелой финансовой ситуации, для выхода из которой понадобится программа оздоровления, которая должна быть принята на уровне правительства страны.
В январе 2015 года руководство страны объявило о новом этапе реформы ракетно-космической отрасли: вместо федерального космического агентства Роскосмос создается одноименная государственная корпорация, которая будет слита с ОРКК. Этот шаг призван объединить и сделать более эффективными усилия государства и бизнеса для решения накопившихся в отрасли проблем.