Рейтинг@Mail.ru
Битва за нефть и газ. "Ястребы пустыни" против ИГ - РИА Новости, 10.04.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Битва за нефть и газ. "Ястребы пустыни" против ИГ

© РИА Новости / Андрей Стенин | Перейти в медиабанкФлаг радикальной исламистской организации "Исламское государство Ирака и Леванта" на месте боев в провинции Латакия. Архивное фото
Флаг радикальной исламистской организации Исламское государство Ирака и Леванта на месте боев в провинции Латакия. Архивное фото
Читать ria.ru в
Дзен
ИГ не скрывает, что захват газовых и нефтяных скважин, перерабатывающих заводов - важнейшая тактическая цель "Исламского государства". Нефть и бензин нужны для заправки техники самих боевиков, для перепродажи местному населению и даже за границу.

ПРОВИНЦИЯ ХОМС (Сирия), 10 апр — РИА Новости, Дмитрий Виноградов. Журнал Forbes, который любит считать чужие деньги и составлять рейтинги на эту тему, признал "Исламское государство" (ИГ) самой богатой террористической организацией в мире — оно опережает и колумбийских повстанцев, зарабатывающих на кокаине, и "Талибан", и "Аль-Каиду". Один из главных источников дохода ИГ — торговля нефтью и газом. Неудивительно, что именно за них развернулась главная битва между боевиками и сирийской армией.

"ИГ — это не просто варвары, это структура"

"Мы знали, что они могут напасть, но это все равно произошло неожиданно. Вдруг началась стрельба, какой-то шум. Боевики! Через черный ход выбежали к машине, удалось уехать", — вспоминает инженер газового месторождения "Аш-Шаер" на востоке провинции Хомс события прошлой весны.

Большинству персонала в тот раз удалось сбежать. Но несколько инженеров пропали. Об их судьбе до сих пор ничего не известно.

"Вернулись мы на станцию только через год, когда армия сумела ее отбить. Нас поразило, что при боевиках ИГ завод продолжал работать. Они явно привезли с собой каких-то специалистов, причем высокого уровня. ИГ — это целая организация. Это не просто какие-то бушующие варвары. То есть 90 процентов — это варвары. Но внутри этих 90 процентов есть специалисты, есть структура. Сейчас у ИГ есть два нефтегазовых завода в городе Дейр-эз-зор, и они работают", — свидетельствует инженер.

А когда военные выбили игиловцев с месторождения "Аш-Шаер", боевики забрали несколько важных приборов. "Человек, который говорил, что надо забрать с собой, — тоже специалист. Дилетант в этих приборах ничего не поймет", — рассуждает инженер.

Правда, еще боевики разбили все компьютеры и сожгли домики, где жили рабочие.

Кровь и воздух экономики

ИГ не скрывает, что захват газовых и нефтяных скважин, перерабатывающих заводов — важнейшая тактическая цель "Исламского государства". Нефть и бензин нужны для заправки техники самих боевиков, для перепродажи местному населению и даже за границу. Это важный источник пополнения бюджета ИГ.

Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС)
Спецслужбы стран ШОС скоординируют борьбу против ИГ

В интернете легко найти ролики, где бойцы ИГ хвастаются захваченными мобильными станциями по перегонке нефти — Катар поставил их местным общинам на "освобожденные" от режима Башара Асада территории, но эти грузовики с установками довольно быстро оказались в руках ИГ.

Корреспонденту РИА Новости удалось пообщаться с одним из игиловцев, гражданином Киргизии, попавшим в плен к сирийским спецслужбам. В городе Ракка, провозглашенном столицей ИГ, он отвечал за перегонку нефти. "Сначала мы покупали сырую нефть у "Сирийской свободной армии" (ССА, более умеренная группировка), которая добывала ее на захваченных месторождениях на востоке провинции Хомс. Потом ИГ отобрал эти месторождения у ССА, решив, что может обслуживать их сам", — рассказывает он.

"Готовый бензин, баллоны с газом продаются населению и даже вывозятся в Турцию", — утверждает пленный пособник боевиков. С учетом того, что большинство жителей захваченных ИГ районов продолжает получать зарплаты от официального Дамаска, деньги у населения есть.

В ожидании атаки ИГ

Сейчас мы едем из города Хомс на восток провинции — к месторождениям, которые находятся под контролем армии. Если в городе Хомс, который год назад армия отбила у боевиков, кипит мирная жизнь, то здесь, на трассе к месторождениям, обстановка совсем другая.

Машин на дороге нет, зато попадается сгоревшая техника. Через каждые 50-100 метров — дыры, совсем как на трассе в российской глубинке. "Это мины или следы снарядов", — комментирует водитель. Боевики ИГ минируют дорогу в надежде подорвать машины военных.

Водитель аккуратно объезжает невесть откуда взявшихся в пустыне "лежачих полицейских" — возможно, это тоже мины. На дорогу надо смотреть внимательно.

"Да, атаки ИГ здесь не редкость. Они неожиданно появляются из пустыни на пикапах. И их сразу много — в хорошей атаке участвуют человек 150-200. Сначала обстреливают трассу из самодельных ракет, потом наваливаются сразу всем фронтом", — рассказывает сопровождающий нас офицер. Охрана внимательно вглядывается в холмы и сжимает "Калашниковы".

Впереди на трассе вырастает группа людей в камуфляже. Офицеры снова берутся за автоматы, но в последний момент мы замечаем сирийские флаги и портреты Асада — здесь это не какая-то примета "культа личности", а один из символов государства и патриотизма. Оружие можно опустить, это свои.

Нас встречают "Ястребы пустыни" — ополчение из местных жителей, воюющее на стороне официального Дамаска. Тяжелые условия пустыни для них привычны, поэтому им отданы под охрану скважины и месторождения в этом регионе. "Ястребов" легко отличить по желтому или коричневому цвету их автомобилей — они маскируют машины под цвет песка.

"Где "Ястребы пустыни" встречают боевиков ИГ, тем приходится несладко", — уважительно рекомендует офицер.

Атака смертников

Первая остановка — газораспределительный завод в поселке Ибля. Сюда поступает газ с окрестных месторождений, на заводе его перерабатывают и закачивают в баллоны.

"Боевики ИГ тоже хотели его захватить. План был такой — подорвать охрану машинами смертников, потом начать атаку", — рассказывает один из "ястребов".

На завод каждый день приезжают грузовики с пустыми газовыми баллонами — на заправку. Террористы замаскировали под них две свои "адские" машины со взрывчаткой. Они не учли, что каждый работающий тут водитель знает пароль, который меняется ежедневно.

Когда водители-смертники пароль назвать не смогли, "Ястребы пустыни" приказали им выйти из машин. Террористы не послушались и пошли на прорыв. Ополченцы расстреляли их из автоматов и зениток "Шилка". От мощного взрыва, впрочем, погибли трое "ястребов". Потом подсчитали, что машины везли 3,5 тонны взрывчатки.

"После этого мы заминировали подъезды к заводу. Из их последней атаки сделали тут мясорубку. Боевики ИГ потеряли 36 человек", — хвастается начальник охраны завода "Ибля".

"Они сидят неподалеку, в горном поселке Жбаб-Хамад, скрываются в пещерах. Это километров 10 отсюда", — начальник охраны показывает на карту.

"Выбить оттуда мы их не можем, потому что сил не хватает. Они хорошо там окопались. И напасть могут в любой момент", — говорит он.

Граффити на память об ИГ

Следующая остановка — газовое месторождение "Аш-Шаер", три месяца назад отбитое армией и "Ястребами пустыни" у ИГ. Сейчас из 13 скважин и месторождений у ИГ осталась в этом районе только одна. Остальные после двух лет контроля армии удалось отбить.

На память о них до сих пор виднеются граффити: "Мы пришли резать!" "Аллаху Акбар", "Дойдем до Рима" и "Вернем Андалусию!" (область в Испании, когда-то принадлежавшая арабам). Еще одна надпись на арабском языке перечисляет, откуда приехали боевики: Германия, Босния, Дагестан и так далее.

"Последняя серьезная атака на скважину была месяц назад. Сначала обстрел станции гранатометами и минометами, потом атака на пикапах", — рассказывает начальник "Ястребов пустыни". "Но атаку мы отбили. У них погибло 10-12 человек, десятка два мы ранили. У нас — трое раненых. А по своим сайтам боевики ИГ написали, что у нас 400 погибших. У нас же всего 73 "ястреба" тогда на станции было", — смеется он.

Их боевое дежурство не прекращается ни на минуту. Как продолжается и работа скважин, ведь газ должен продолжать поступать.

Самое удивительное, что многие сотрудники станции живут в городах, подконтрольных ИГ. Работают вахтовым методом — неделю работают, потом едут домой, в Ракку.

"Приходится проезжать блокпосты ИГ. Меня пропускают, потому что в моем паспорте написано место жительства — Ракка. Был бы из Дамаска, арестовали бы", — рассказывает инженер. Впрочем, говорить, что он работает на газовом месторождении, тоже нельзя — заставят работать на ИГ. "Говоришь, что ездил лечиться — в Ракке-то больницы не работают", — объясняет он.

В самой Ракке действует комендантский час, рассказывает инженер. Местное население на улицу предпочитает не высовываться. Всем заправляют приезжие — боевики ИГ: саудиты, чеченцы, дагестанцы. Свет дают в день на пару часов, воды нет. "Местное население настроено против ИГ, но бунтовать боятся", — признает инженер.

Удивительно, но местное население продолжает получать зарплаты от правительства в Дамаске. ИГ, впрочем, ввело налог на эти зарплаты — часть казенных денег попадает в казну ИГ. И это тоже важный источник доходов "халифата".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала