ВАРШАВА, 10 апр — РИА Новости. Мемориальные мероприятия к пятой годовщине крушения самолета польского президента 10 апреля 2010 года под Смоленском, пройдут в Польше.
В катастрофе президентского лайнера Ту-154 М под Смоленском погибли 96 человек — восемь членов экипажа и 88 пассажиров, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его супруга и часть руководства страны. Окружная военная прокуратура в Варшаве уже почти пять лет ведет расследование причин и обстоятельств авиакатастрофы.
Межгосударственный авиационный комитет в 2011 году обнародовал отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения самолета Качиньского было признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Польша скорбит о погибших
Мемориальные мероприятия начнутся в пятницу утром в парламенте Польши с богослужения в память о погибших, которое пройдет в Сейме при участии депутатов и спикера нижней палаты Радослава Сикорского. Затем в Сейме будут возложены цветы к мемориальным таблицам, установленным в память о погибших тогда польских парламентариях.
Главная оппозиционная партия в Польше "Право и справедливость" организует в пятницу свои памятные мероприятия. В 8.41 (момент авиакатастрофы) "Право и справедливость" проведет акцию памяти перед президентским дворцом в Варшаве на Краковском предместье. Затем будут возложены цветы на могилах погибших. Около 17 часов (18.00 мск) лидер партии Ярослав Качиньский (брат-близнец погибшего президента) выступит на митинге перед президентским дворцом.
Ранее пресс-секретарь правительства Польши Малгожата Кидава-Блоньска сообщила, что 10 апреля на памятные мероприятия в Смоленск поедет польская делегация во главе с министром культуры Малгожатой Омиляновской и руководителем канцелярии премьер-министра Яцеком Чихоцким. В составе официальной делегации будут также представители Сейма и Сената Польши.
Новые расшифровки "черных ящиков"
Польские эксперты считают, что Бласик произнес слова "Это факт, мы должны это сделать, до конца". Позднее, на высоте 300 метров над землей, он сказал: "Поместишься. Смело".
Кроме того, пилот за 15 минут до крушения предлагает уйти на запасной аэродром "Минск или Витебск" и, обращаясь к третьему лицу, говорит: "Вернемся". Микрофоны на борту президентского самолета зафиксировали также диалоги о пиве.
Радиостанция отметила, что польское расследование причин авиакатастрофы под Смоленском "ждет настоящий шок".
Родственники погибших требуют международной комиссии
Родственники погибших призвали создать международную комиссию по расследованию причин катастрофы. На пресс-конференции в Сейме Польши в среду присутствовали представители семей погибших в авиакатастрофе, в том числе вдова командующего ВВС Эва Бласик, дочь известного польского политика от партии "Право и справедливость" Збигнева Вассермана — Малгожата Вассерман, вдова замминистра культуры Польши Томаша Мерты — Магдалена Мерта и вдова уполномоченного по правам человека Януша Кохановского — Эва Кохановска.
"Мы призываем создать международную комиссию из независимых экспертов, которая бы выяснила причины катастрофы в Смоленске. Мы не можем согласиться с тем, что происходит. Каждая расшифровка "черных ящиков" отличается от предыдущей длительностью и содержанием. Какая из них правдивая?" — заявила Вассерман.
Правовая помощь
Польша выполнила большинство запросов российской стороны об оказании правовой помощи по делу о крушении самолета, заявил в четверг представитель польской главной военной прокуратуры Марчин Максян.
Официальный представитель российского Следственного комитета Владимир Маркин сообщил ранее в четверг, что российские следователи называют одной из причин незавершенного дела о катастрофе пока оставленные польскими коллегами без ответа запросы российской стороны.
"Польша реализовала большинство запросов российской стороны и по-прежнему ждет выполнения своих запросов, направленных в СК Российской Федерации", — прокомментировал Максян.
На официальном сайте польской прокуратуры размещена информация о том, что при расследовании причин и обстоятельств крушения президентского лайнера Польша обращалась за помощью к России 26 раз, а Россия к Польше — 30 раз. Варшава, в частности, ждет выполнения одного из первых запросов о возвращении обломков самолета и бортовых самописцев, а также информацию о правовых нормах, действующих на аэродроме Смоленск-Северный.
Безопасность первыше всего
Спустя пять лет после трагедии высшее руководство Польши летает на чартерных лайнерах авиакомпании LOT.
"После катастрофы под Смоленском и многочисленных проверок, которые подтвердили нарушения в работе 36-го специального полка транспортной авиации, занимавшегося перевозкой VIP-ов, полк был расформирован (в декабре 2011 года), а важнейшие лица в государстве летают чартерами авиакомпании LOT (национального авиаперевозчика), в соответствии с новыми требованиями Бюро национальной безопасности", — передает Польское агентство печати.
В конце 2014 года польское министерство обороны сообщило, что правительство намерено купить два самолета для VIP-пассажиров. Лайнеры станут собственностью министерства госимущества, а кто будет их эксплуатировать — пока не решено. Предполагается, что будет создано новое подразделение, аналогичное расформированному 36-му спецполку. В феврале 2015 года минобороны сообщило, что тендер на приобретение самолетов будет объявлен в ближайшее время.
На борту самолета
Бюро национальной безопасности Польши (аналог российского Совбеза) в ноябре 2010 года сформулировало новые принципы, которыми следует руководствоваться при перевозке высших должностных лиц государства.
Бюро нацбезопасности также разработало специальный порядок поведения VIP-пассажиров на борту самолета. Они должны быть пунктуальны. "Каждое изменение в последний момент списка пассажиров или времени вылета приводит к дополнительному риску, а также связано с дополнительными расходами и нагрузкой для экипажа", — говорится в инструкции.
Особо отмечено, что на борту самолета единственным командиром является командир экипажа лайнера. "VIP не имеет права отдавать ему (пилоту) какого-либо рода распоряжения, но обязан исполнять все рекомендации командира воздушного судна", — говорится в документе. Во время взлета и посадки запрещено входить в кабину пилотов.