МОСКВА, 9 апр – РИА Новости. Древние бусы и прочие украшения помогли археологам раскрыть историю непростого соседства последних племен охотников Скандинавии и Балтии с фермерами-мигрантами, с которыми аборигены враждовали или принципиально не вступали в контакт на протяжении нескольких столетий, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS One.
"Это открытие важно не только для истории распространения земледельчества по Европе. Оно также говорит о существовании двух совершенно разных траекторий культурного развития в Европе, существовавших тысячи лет назад – южные и центральные регионы субконтинента двигались вперед, тогда как Север придерживался старых традиций", — заявила Золанге Ригод (Solange Rigaud) из университета Нью-Йорка (США).
Ригод и ее коллеги пришли к такому выводу достаточно неординарным способом – они проанализировали то, как менялась культура племен последних охотников-собирателей Европы, живших на территории северных стран Балтии и Скандинавии, и пришлых фермеров с Ближнего Востока и юга субконтинента.
Для этого ученые собрали и изучили целую коллекцию из двух сотен каменных и костяных бус и прочих украшений, которые когда-то принадлежали мигрантам, проникшим на территорию Северной Европы и близлежащих регионов примерно 5-8 тысяч лет назад.
Как объясняют ученые, племена земледельцев, когда они попадали на территорию других уголков Старого Света, не только приносили с собой новые обычаи и секреты возделывания пшеницы и прочих сельскохозяйственных культур, но и перенимали часть местных традиций. Следы этого можно заметить практически на всей территории Европы в том, что пришлые племена начинали пользоваться украшениями аборигенов или использовать новые узоры для их украшения.
Руководствуясь этой идеей, авторы статьи попытались понять, откуда земледельческие традиции попали на территорию Балтии и Скандинавии. Достаточно неожиданно Ригод и ее коллеги обнаружили, что переезд фермеров в Прибалтику никак не влиял на облик их украшений — бусин в форме головы человека и браслетов из ракушек — на протяжении нескольких веков или даже большего времени.
По словам археологов, это означает, что пришлые племена земледельцев и местных охотников-собирателей не контактировали друг с другом, и, скорее всего, находились или во враждебных отношениях, или просто избегали друг друга.
Эта неприязнь и традиционализм будущих викингов и балтийцев, привела к более медленной интеграции сообществ фермеров и охотников и сохранению большого числа культурных черт последних, что вероятно и породило особую культуру Балтии и Скандинавии.