В катастрофе под Смоленском погибли 96 человек — восемь членов экипажа и 88 пассажиров, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его супруга и часть руководства страны. Окружная военная прокуратура в Варшаве уже почти пять лет ведет расследование причин и обстоятельств трагедии.
Как сообщает радиостанция, новые данные расшифровки черных ящиков полностью подтверждают, что в кабине пилотов президентского самолета до момента авиакатастрофы находился главнокомандующий ВВС Польши генерал Анджей Бласик, который, предположительно, оказал давление на экипаж.
Польские эксперты считают, что Бласик произнес следующие слова: "Это факт, мы должны это сделать, до конца". Позднее, на высоте 300 метров над землей, он сказал: "Поместишься. Смело".
Кроме того, пилот за 15 минут до крушения лайнера предлагает уйти на запасной аэродром "Минск или Витебск" и, обращаясь к третьему лицу, говорит: "Вернемся".
Радиостанция отмечает, что польское расследование причин авиакатастрофы под Смоленском "ждет настоящий шок".
Спустя почти 5 лет после трагедии высшее руководство Польши летает на чартерных лайнерах авиакомпании LOT.
"После катастрофы под Смоленском и многочисленных проверок, которые подтвердили нарушения в работе 36-го специального полка транспортной авиации, занимавшегося перевозкой VIP-ов, полк был расформирован, а важнейшие лица в государстве летают чартерами авиакомпании LOT, в соответствии с новыми требованиями Бюро национальной безопасности", — пишет Польское агентство печати.
Бюро национальной безопасности (БНБ) Польши (аналог Совбеза РФ) в ноябре 2010 года сформулировало новые принципы, которыми следует руководствоваться при перевозке высших должностных лиц государства.
Согласно инструкции БНБ, запрещено лететь в одном самолете президенту, спикерам сейма и сената Польши, а также премьер-министру страны. Кроме того, в список VIP-ов, которым также нельзя находиться в одном лайнере, попали вице-премьер, главы Минобороны, МИД, МВД, начальник генерального штаба, командующие родов войск, руководители спецслужб.
Специальный порядок поведения VIP-ов на борту самолета был также разработан БНБ Польши.
VIP-пассажиры должны быть пунктуальны. "Каждое изменение в последний момент списка пассажиров или времени старта приводит к дополнительному риску, а также связано с дополнительными расходами и нагрузкой для экипажа", — говорится в инструкции.
Особо отмечено, что на борту самолета единственным командиром является командир экипажа лайнера. "VIP не имеет права выдавать какого-либо рода ему (летчику) распоряжения, но обязан исполнять все рекомендации командира воздушного судна", — отмечается в документе.
Запрещено также входить кому бы то ни было в кабину пилотов во время старта и приземления спецсамолета.
В декабре 2011 года 36-й спецполк был расформирован. В настоящее время для перевозки высших должностных лиц Польши в рамках уже другой структуры используются вертолеты и чартеры национального авиаперевозчика — авиакомпании LOT.
Действующий договор с LOT заключен до 2017 года. В распоряжении президента Польши, премьер-министра, спикеров сейма и сената, а также министров и иных высших должностных лиц имеется два средних самолета с дальностью полета до 3,5 тысячи километров. Один из лайнеров способен взять на борт до 90 человек.
Оба самолета раскрашены в цвета государственного флага Польши и базируются в международном аэропорту Варшавы имени Фредерика Шопена.
В конце прошлого года Министерство национальной обороны Польши сообщило, что правительство намерено купить два самолета для VIP-ов. Лайнеры станут собственностью министерства госимущества. Пока еще не решено, кто будет эксплуатировать самолеты. Предполагается, что будет создано новое подразделение, аналогичное расформированному 36-му спецполку. В феврале этого года Минобороны проинформировало, что тендер на приобретение самолетов будет объявлен в ближайшее время.
Межгосударственный авиационный комитет в 2011 году обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения самолета Качиньского признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.