Сергей Варшавчик
Из всех союзников Гитлера (за исключением финнов) венгры сопротивлялись наступлению Красной армии наиболее ожесточенно. И поэтому 4 апреля правильнее назвать 70-летием не столько освобождения страны, сколько завоевания. Впрочем, у Венгрии был шанс выйти из войны досрочно, но, к сожалению, для десятков тысяч погибших советских и венгерских солдат, она им не смогла воспользоваться.
Осторожный регент
Регент Венгрии адмирал Миклош Хорти был достаточно дальновидным человеком и конечную ситуацию во Второй мировой войне просчитал еще в 1942 году, отстранив от должности пронацистски настроенного премьер-министра Ласло Бардоши. Именно Бардоши объявил летом 1941 году войну СССР и именно его стараниями все новые венгерские войска направлялись в пекло Восточного фронта.
Сменивший его Миклош Каллаи придерживался, как и Хорти, умеренных взглядов, критически относился к национал-социализму, что, в частности, выразилось в отказе венгерского правительства депортировать венгерских евреев в нацистские лагеря смерти. Через Каллаи Хорти в 1942 году начал сепаратные переговоры о мире с представителями стран антигитлеровской коалиции, в частности пообещав американцам и англичанам не сбивать их самолеты над своей территорией.
Но к 1944 году ситуация начала меняться к худшему. Красная армия подступала к своим довоенным границам, и в этой тревожной для Третьего рейха ситуации такое "вегетарианское" правительство Венгрии не могло больше устраивать Гитлера.
Очередной акт "мерлезонского балета"
Но Хорти показал, что он ещё является хозяином в стране, которую возглавлял с 1920 года — в августе 1944 года он внезапно сместил Стояи, поставив на его место генерала Геза Лакатоша. Последний, приступив к своим обязанностям, приказал немедленно прекратить депортацию венгерских евреев в концлагеря — под угрозой оружия. Впрочем, это был не последний акт "мерлезонского балета".
Осенью 1944 года — не без помощи Красной армии — один за другим бывшие саттелиты Германии начали переходить на сторону врага. Финны обязались изгнать немецкие войска из своей страны и своё обещание выполнили в результате Лапландской войны, длившейся с сентября 1944 года по апрель 1945-го. В Румынии и Болгарии были свергнуты прогерманские правительства, а новая власть направила военные контингенты в помощь советским войскам. В Словакии вспыхнуло национальное восстание, которые нацисты потопили в крови, однако отдельные партизанские отряды вместе с красноармейцами успешно сражались с вермахтом до конца войны.
Операция "Фаустпатрон"
Настала очередь Венгрии. С одной стороны, население страны не питало симпатий к СССР, с другой — устало от долгой и кровавой войны, которая оказалась вовсе не такой успешной, как это обещали "отцы" нации. К тому же было очевидно, что гитлеровская Германия проигрывает и можно, по примеру юрких румынов, попытаться выскочить из одной с ней тонущей "лодки".
Но то, что блестяще получилось у юного румынского короля Михая I, не удалось пожилому венгерскому регенту Хорти. Когда 15 октября 1944 года он объявил о том, что Венгрия выходит из войны, немцы молниеносно провели операцию "Фаустпатрон". Под руководством одного из самых известных диверсантов Третьего рейха Отто Скорцени был похищен сын Хорти, и чадолюбивому отцу пришлось передать всю власть прогерманскому правительству Салаши, а самому отправиться под домашний арест в Германию.
Гитлер активно не хотел терять последнего политического союзника и по экономическим причинам — для продолжения войны на три фронта (на Востоке, в Италии и во Франции) требовались нефтяные и бокситовые месторождения этой страны. Последние давали столь необходимый алюминий, в котором Германия испытывала жесточайшую нехватку, производя к концу войны самолеты даже с деревянными конструкциями.
Скованные одной цепью
Впрочем, некоторое количество венгров всё же перешло на сторону Красной армии и сражалось против салашистов и немецких нацистов.
Например, Будайский добровольческий полк, который принимал участие в боях за Будапешт.
В конце октября 1945 года Румыния и СССР — последний силами 2-го и 3-го Украинских фронтов — начали наступление на Будапешт. Перед началом операции, Иосиф Сталин, как верховный главнокомандующий, в телефонном разговоре потребовал от командующего 2-м Украинским фронтом маршала Родиона Малиновского скорейшего взятия столицы Венгрии.
Венгерская нефть важнее Берлина
Темпы наступления с советской стороны планировались до 80 км в сутки, что было нереально в условиях раскисших от осенних дождей дорог. Несмотря на то что авиаразведка выяснила, что оборонительная линия "Атилла" вокруг города пока никем не занята, командующий немецкой группой армий "Юг" генерал Йоханес Фриснер правильно оценил замыслы противника и стал спешно перебрасывать резервы под Будапешт.
Завязались тяжелые бои, в ходе которых стороны обменивались ударами и контрударами. К 26 декабря советским войскам удалось окружить гарнизон Будапешта.
В ответ Гитлер, который заявил, что для него венгерская нефть важнее обороны Берлина, снял из-под Варшавы 4-й танковый корпус СС с дивизиями "Викинг" и "Мертвая голова" и отправил в Венгрию. Появление 1 января 1945 года этого мощного "кулака" для частей Красной армии, которые держали внешнее кольцо окружения, оказалось как снег на голову.
Изгнание захватчиков
Однако германский фюрер по-прежнему держал в Венгрии свои лучшие танковые армии, и освобождение западной части страны затянулось до весны 1945 года. В марте части 3-го Украинского фронта выдержали тяжелейшие бои южнее озера Балатон, где им удалось отбить мощнейший удар немецких "тигров" и "пантер" 4-го танкового корпуса СС. Был взят важный узел дорог — город Секешфехервар.
Стремительно преследуя отступающего противника, части 3-го Украинского фронта 1 апреля захватили богатейший нефтеносный район Надьканижи, тем самым лишив Германию последних источников нефти. Через три дня Венгрия была очищена от последних остатков немецких войск. Третьему рейху оставалось существовать чуть больше месяца.