Новая еврейская централизованная организация — Федерация общин горских евреев России (ФОГЕР) — появилась в этом году в РФ, в феврале она получила регистрационные документы. Об истории и культуре горских евреев, целях и задачах новой организации рассказал РИА Новости раввин общин горских евреев Москвы Анар Самайлов. Беседовал Радик Амиров.
— Сразу возникает вопрос: зачем создавать новую организацию, ведь в России уже есть различные еврейские центры?
— Новая еврейская организация в РФ не означает, что горские евреи перестают быть евреями или сеют разобщенность. Это не так. У нас хорошие отношения с Федерацией еврейских общин России (ФЕОР), Конгрессом еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) и другими.
Но отмечу, что мы, горские евреи, имеем немного иной уклад жизни, традиции, культуру. Мы решили, что духовное богатство нашего народа, за многие века существования сохранившего все лучшее, что у нас есть, не должно быть забыто — оно должно быть многократно приумножено. И этот аспект не вступает в противоречие с идеями других еврейских организаций, преследующих те же цели сохранения религии и общности.
Мы, горские евреи, немного, на первый взгляд, отличаемся от привычных евреев, но тем не менее остаемся и останемся ими — евреями. Да, у нас чуть-чуть по-другому проводятся те или иные обряды, например свадьба, обрезание. У нас отсутствует привычный для иудеев еврейский суд. И культура воспитания чуть-чуть другая. Но в общем и целом мы — евреи. Для нас Тора — одна, закон — один, конституция — одна.
— Многие условно делят еврейскую общину на ашкенази и сефардов. Вы относите себя к последним?
— Да. Ашкенази — это европейские евреи, а мы — восточные евреи. Наши предки преимущественно жили в Персии и на Кавказе. Если посмотреть на современную карту мира, то отметим, что сефарды проживали в Иране, Ираке, Турции, на территории нынешнего Азербайджана — это Баку, Шамахи, Куба, Красная, а до революции 1917 года — Еврейская Слобода. А еще Таджикистан, Узбекистан.
Большая община существовала и на территории России: Нальчик, Грозный, Хасавюрт, Буйнакск и, конечно же, легендарный Дербент. В этих городах горские евреи жили дружной общиной, в мире и дружбе с соседями — христианами, мусульманами. Вспомните, что еврейские погромы были только на территории Европы, восточных евреев погромы не коснулись. Очевидно, этого не было по одной простой причине — восточные народы очень веротерпимы.
Вполне очевидно и то, что мы многое впитали из чужой культуры, но при этом не растворились в другой общине. Мы сохранили язык (джури), религию, культуру, обряды, традиции, пронеся их через века. Думаю, для любого народа это очень и очень важно — не ассимилироваться, а остаться самим собой.
— Правда ли то, что горские евреи очень религиозны?
— Мы первыми в Москве в 1993 году создали общину горских евреев. Известная семья Гилаловых оказала большую помощь в возведении синагоги "Бейт-Талхум" для горских евреев в российской столице в 1998 году. В то время только-только начинали говорить о строительстве культовых зданий, а у горских евреев свой храм уже был. Построена иешива (религиозный образовательный центр — ред.) в подмосковной Хрипани. Культовые здания для горских евреев при поддержке этой семьи появились и в Израиле — Тират-Кармеле и Иерусалиме. Гилаловы инициировали в 2003 году создание Всемирного конгресса горских евреев, о котором в свое время говорил весь мир, причем не только еврейский.
Сегодня Акиф Гилалов является организатором и председателем Совета централизованной ортодоксальной иудейской организации "Федерации общин горских евреев России". Он очень много сделал для нас. Это не столько деньги, сколько внимание и забота о народе и его будущем.
Горские евреи реализуют сегодня проекты в области благотворительности, образования, это детские лагеря, проведение праздников, да и просто собрания общины, ведь для нас живой разговор является обязательным условием жизнедеятельности.
— В каких еще странах дальнего зарубежья действуют религиозные организации горских евреев?
— География обширна. Канада, США, страны Латинской Америки, Европы, Грузия, Турция и, конечно, Израиль. В этих странах работают более полутора десятков общин горских евреев общей численностью 120 тысяч человек. У нас с зарубежными организациями тесные контакты, совместные проекты, отвечающие нашим общим интересам.
— Появится ли в Москве крупный общинный центр горских евреев?
— Да, это крайне для нас необходимо. Поэтому мы обратимся к федеральным и региональным властям с просьбой выделить площадь для строительства Общинного центра горских евреев, а их в Москве проживает порядка 10-15 тысяч человек. Это будет, согласно нашим планам, не только религиозный, но и культурный центр, где, помимо духовного образования, можно будет приобщиться к своим корням, традициям и обрядам. И меценаты, и желающие помочь в возведении общинного центра есть.
Наши планы на предстоящий период — это создание общинного центра для всех ответвлений сефардских евреев именно в Москве.