Рейтинг@Mail.ru
Мессы и "страсти": из церкви на сцену - РИА Новости, 02.04.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

Мессы и "страсти": из церкви на сцену

© Руслан Кривобок | Перейти в медиабанкКатолическая Пасха - праздник Воскресения Иисуса Христа
Католическая Пасха - праздник Воскресения Иисуса Христа
Читать ria.ru в
Дзен
Пасхальное Триденствие - особое время, когда в католических храмах мира вспоминаются Страсти Христовы, переходящие в торжество Воскресения Христа. Рожденные в церковных стенах, литургические песнопения этих дней с веками выделились в своеобразные светские музыкальные жанры и направления

МОСКВА, 2 апр – РИА Новости, Милена Фаустова. Последователи Римско-католической церкви вступают в Пасхальное Триденствие — последние три дня перед Пасхой, которую католики в этом году отпразднуют 5 апреля. Пасхальное Триденствие — особое время, когда в католических храмах мира вспоминаются Страсти Христовы, переходящие в торжество Воскресения Христа. Рожденные в церковных стенах, литургические песнопения этих дней с веками выделились в своеобразные светские музыкальные жанры и направления, получившие название месс и "страстей", рассказал РИА Новости выпускник консерватории имени Петра Чайковского, настоятель церкви в честь иконы Божией Матери "Знамение" в селе Долматово игумен Петр (Мещеринов).

"Месса как церковно-музыкальное произведение – принадлежность католической церкви, а "страсти" – лютеранской. Собственно, месса – это неизменяемые песнопения литургии латинского обряда. Из первоначальных грегорианского и амвросианского распевов затем, по мере становления музыкального искусства, развивалась и музыка месс",- пояснил собеседник агентства.

Особенности пасхальных католических месс и православных литургий

До реформы II Ватиканского собора, проходившего с 1962 по 1965 год, пасхальные мессы в Римско-католической церкви представляли собой "праздничную католическую литургию, дополненную секвенцией (специальной текстомузыкальной формой), содержанием которой был диалог между церковью и Марией Магдалиной, возвещающей Воскресение Христово", — отметил игумен.

Православная же пасхальная литургия, по словам священнослужителя, отличается от обычных литургий немногими особенностями.

"Все литургии в православной церкви неизменно поются. Если же говорить о предваряющих литургию утрени с пением Пасхального канона и часов – то да, в нашей церкви прочно установилась традиция все пасхальные песнопения не читать, а петь. Во-первых, в древнее время вообще было больше пения на службах, поэтому нужно говорить скорее не о возникновении традиции пасхального пения, а об отмирании, например, канонов вне пасхального периода. Во-вторых, из служб Светлой Седмицы исключается все, что обычно читается (шестопсалмие, кафизмы), и поэтому и остается только пение", — добавил он.

Музыкальное восприятие церковного канона

По словам игумена Петра (Мещеринова), расцвет церковного жанра месс был связан с так называемым "строгим стилем" в музыке, а среди известных авторов — имена фламандских композиторов Йоханнеса Окегема и Якоба Обрехта, бельгийца Орландо ди Лассои, особенно, итальянца Джованни Пьерлуиджи да Палестрины. В эпоху классицизма наиболее выдающиеся образцы месс оставили австрийцы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Франц Шуберт, а в романтический период – австрийский композитор, органист и педагог Антон Брукнер.

Несмотря на то, что каждому из композиторов удалось создать свою "уникальную", не похожую на другие мессу, говорить только об особом личном восприятии музыки и собственном прочтении евангелических сюжетов авторами — нельзя, продолжает православный священник.

"Музыка месс развивалась и эволюционировала вслед за эволюцией и развитием самого музыкального искусства, в разные периоды которого, разумеется, употреблялись и разные музыкальные приёмы. Но я не стал бы тут говорить о душевных состояниях авторов месс или уникальном восприятии ими евангельских сюжетов: дело в том, что месса – наиболее "унифицированная" церковная музыка, пишущаяся нельзя сказать, что "по шаблону", но по строгим канонам; и все великие композиторы, сочинявшие мессы, будучи не только вдохновенными творцами музыки, но еще и первоклассными профессионалами и мастерами, этих канонов придерживались – хотя общий стиль самой музыки, конечно, зависел от той или иной эпохи", — подчеркивает настоятель.

Мессы и "страсти" на светских сценах

Игумен также отметил, что в отличие от месс, богослужебно-музыкальный жанр "страстей" — "достаточно молодой" и гораздо раньше сошел со светских сцен. "Мы можем назвать только двух великих композиторов, оставивших нам образцы "страстей", звучащих до сих пор – это немецкие композиторы Генрих Шютц и Иоганн Себастьян Бах", — говорит выпускник консерватории имени Петра Чайковского.

По его словам, переход месс и "страстей" с церковных клиросов на светские сцены совершался постепенно.

"До начала XIX века произведения этих жанров запрещалось исполнять в концертах. Первое сочинение такого рода, предназначенное не для церкви – это "Торжественная месса" Бетховена, написанная в 1823. Но и Иоганн Себастьян Бах свой Opus Ultimum, (мессу си-минор), писал не для церкви, хотя, конечно, и не для концертного исполнения — в его эпоху никаких концертов такого рода еще не было. Это было, если хотите, некое "приношение Богу" от уходящего в вечность композитора и всей его эпохи. Но и Бах, и Бетховен, создавая свои гигантские опусы в жанре мессы, строго следовали ее канонам. И композиторы XX века, писавшие мессы, например, Пауль Хиндемит, при всей сложности музыкального языка, не порывали с многовековой традицией этого жанра, хотя и создавали произведения, предназначенные для исполнения на концертной эстраде", — добавил игумен Петр (Мещеринов).

Жанр месс в русской культуре

Известно, что жанр месс и "страстей", пусть не так масштабно, но все же использовался и русскими композиторами, правда, широкого распространения так и не получили. В этом нет ничего удивительного, подчеркивает священник.

"Русская профессиональная музыка – часть общеевропейской музыкальной культуры. Возникла она поздно, сравнительно с Европой – только в XIX веке, когда жанры месс, "страстей" и ораторий в Европе уже уходили в историю. Если говорить о русских композиторах, то нельзя не отметить, что они, как и все образованное общество XIX века, не были церковными людьми", — считает собеседник агентства.

В тогдашней России, по мнению православного игумена, церковь и культура "шли параллельно, не пересекаясь – в отличие от Европы, где все великие композиторы, помимо того, что были верующими и церковными людьми, прекрасно, до мельчайших деталей, знали обиход и богослужебные традиции своих церквей".

"Бах, Гендель, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брукнер и другие европейские композиторы могли с равным успехом работать как в церковных, так и в светских жанрах. В России такого не было; у нас было резкое разделение на авторов, пишущих для церкви  — Бортнянский, Турчанинов, Архангельский, Чесноков, и "просто" композиторами. Сажем, "Литургия" Чайковского – музыка нецерковная, и явно творческая неудача композитора. Только к началу XX века положение начало изменяться – но катастрофа 1917 года перечеркнула всё развитие в этой области (как и во всех других)", — заключил настоятель.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала