МОСКВА, 30 мар — РИА Новости. Увольнение Бориса Мездрича с поста директора Новосибирского театра оперы и балета после скандальной постановки оперы "Тангейзер" раскололо общество — одни деятели культуры считают, что это серьезный удар по театру, другие, с чьей точкой зрения согласен и ряд общественных деятелей, полагают, что это кадровое решение вполне закономерно.
На этом фоне прозвучало предложение о введении предпросмотра спектаклей, вызвавшее критику у правозащитников, которые провели параллель с практикой советского времени. В свою очередь в Кремле заявили, что государство, выделяя средства учреждениям культуры, имеет право рассчитывать на корректные постановки, но творческая цензура недопустима.
Премьера оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер" на сцене новосибирского театра состоялась в конце прошлого года. Действие драмы перенесено в современность, а Тангейзер предстает в образе режиссера, снявшего фильм "Грот Венеры" якобы о неизвестной, греховной жизни Иисуса Христа в молодости. В феврале митрополит Новосибирский и Бердский Тихон заявил, что обратился в прокуратуру с требованием соблюдения законодательства о правах верующих. Прокуратура возбудила административные дела в связи с "осквернением предметов религиозного почитания" в отношении режиссера-постановщика оперы Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича, однако суд прекратил административные дела в связи с отсутствием состава преступления. Прокуратура обжаловала это решение.
Об увольнении Мездрича и назначении вместо него гендиректора петербургского Михайловского театра Владимира Кехмана РИА Новости в воскресенье сообщил министр культуры РФ Владимир Мединский. Позже, в понедельник, Минкультуры разъяснило, что директор новосибирского театра уволен за нежелание учитывать в своей деятельности сложившиеся в обществе ценности, за неуважение к мнению граждан и невыполнение рекомендаций учредителя.
В ведомстве заявили, что в течение нескольких месяцев пытались добиться от Мездрича понимания некорректности допущенных им действий, взяв "театр под защиту, предоставив руководству шанс исправить ситуацию и призвав стороны к урегулированию конфликта". Однако бывший директор "так и не смог осознать, что вне зависимости от своего отношения к той или иной религии чувства верующих имеют право на уважение". "Общество, зрители так и не увидели со стороны руководства театра понимания ситуации, не услышали извинений", — подчеркнули в Минкультуры, назвав федеральный академический театр "в первую очередь институтом просвещения, а не заведением для эпатажа и провокационной саморекламы за государственный счет".
Минкультуры РФ обратилось и к другой стороне конфликта, призвав Новосибирскую епархию отозвать обращение в прокуратуру по делу о "Тангейзере". "Представителям конфессий необходимо понимать, что уважение к церкви достигается не через обращения в правоохранительные органы, а через терпеливую, вдумчивую проповедь и разъяснение своей системы ценностей", — считают в министерстве.
Замглавы ведомства Александр Журавский по итогам встречи в Новосибирске с представителями православной общественности заявил, что они удовлетворены найденным Минкультуры РФ решением относительно прекращения конфликта вокруг постановки оперы.
Министерство также разместило на своем сайте несколько комментариев, подтверждающих это. Так, по мнению ответственного секретаря патриаршего совета по культуре архимандрита Тихона (Шевкунова), которое приводит Минкульт, "появилась робкая надежда, что, быть может, будет положен хотя бы какой-то предел вивисекции классики, бесстыдным скандалам, эпатажу, безответственным провокациям социальных конфликтов как чудовищно пошлым и бездарно-занудным методам подмены настоящего искусства агрессией так называемого личного видения и самовыражения".
Побывавший в Новосибирске замглавы администрации президента РФ Магомедсалам Магомедов не исключил в беседе с журналистами возможность введения предварительного просмотра спектаклей государственных театров, чтобы в будущем избежать ситуации, аналогичной конфликту вокруг "Тангейзера". "Я сегодня беседовал с министерством культуры. Наверное, надо на каком-то этапе смотреть репертуар, особенно государственных театров", — сказал Магомедов.
За эту инициативу уже высказался министр культуры Подмосковья Олег Рожнов. "Я бы поддержал такое решение, при этом надо понимать, что это не введение цензуры, а мера, которая позволит предотвратить конфликты, в том числе и межконфессиональные", — заявил он РИА Новости.
Между тем, члены СПЧ сошлись во мнении, что предпросмотры спектаклей станут ничем иным как цензурой. "На мой взгляд, это цензура государственная, которая запрещена Конституцией Российской Федерации", — сказал член СПЧ Николай Сванидзе. С ним согласился руководитель Комиссии СПЧ по культурным правам Даниил Дондурей, который также считает это "введением полной цензуры". "Это то же самое, что было в советское время, когда спектакли не выходили без специальной комиссии — городской комиссии управления культуры. Министерство это, если введет, то, видимо, введет по всей стране", — сказал он РИА Новости.
Цензура недопустима, заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, но государство, выделяя деньги, по его словам, вправе ожидать от творческих коллективов корректных постановок.
"Неоднократно говорилось, что, конечно, государство, которое через бюджетные субсидии, через различные гранты и так далее выделяет государственные деньги на производство кинематографической продукции, на постановки в театрах, конечно, государство вправе ожидать от творческих коллективов корректных постановок, как минимум, как это было справедливо отмечено, не вызывающих такую обостренную реакцию общественного мнения. Вместе с тем, это никоим образом не должно восприниматься как попытки введения какой-либо цензуры. Цензура, конечно, творческая цензура, недопустима", — сказал он.
Увольнение Мездрича может быть связано с тем, что министерству культуры РФ не нравится общая политика театра, за которую отвечает директор, заявила РИА Новости первый зампред комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко. "На самом деле, решение о назначении или снятии руководителя учреждения культуры по закону принадлежит учредителю. Учредителем является министерство культуры", — сказала Драпеко.
Поддержали решение Мединского и режиссер Андрей Кончаловский, увидевший в "Тангейзере" попытку достичь успеха у критики за счет скандала, и зампредседателя Совета по культуре при президенте РФ, глава "Мосфильма" Карен Шахназаров. Их комментарии также опубликованы на сайте Минкультуры.
По мнению директора московского театра "Новая опера" Дмитрия Сибирцева, директор отвечает за все, что происходит в театре. "Когда человек руководит государственной структурой, в данном случае театром, он должен быть готов к тому, что, возможно, учредитель будет недоволен творческой политикой театра и может принять определенное административное решение. В частности, сменить руководство театром, как это произошло в случае с Новосибирским коллективом", — сказал Сибирцев РИА Новости.
Как считает директор "Новой оперы", если есть желание реализовывать все свои фантазии, не думая о том, как это будет воспринято, надо организовать свой частный театр, а не рассчитывать на государственное финансирование.
Член Общественной палаты РФ, председатель исполкома Ассоциации учителей русского языка и литературы Роман Дощинский считает, что министерство культуры должно разделить ответственность за ситуацию — как контролирующий орган, оно должно было проконтролировать процесс создания спектакля.
"Здесь вина 50 на 50 — в том числе 50% — это вина самого министерства культуры. Когда оно дает деньги, дает поручение, не надо доводить это уже до спектакля, а контролировать это в процессе подготовки. Никто не говорит о цензуре, но я считаю, что здесь государство имеет полное право проконтролировать определенный процесс траты денег", — считает он.
Художественный руководитель "Ленкома" режиссер Марк Захаров считает, что увольнение опытного директора — это удар по театру. "Когда убирают режиссерское начало, затем организатора, менеджера, дальше начинают проверять бухгалтерию — так начинается предвзятое уничтожение театра, — сказал РИА Новости Захаров. — Разрушить театр легко, а вот восстановить, создать — невероятно трудно".
По мнению режиссера, Новосибирский театр — крупный культурный центр и наносить по нему такой удар — опрометчиво. "Надо было искать другое решение, находить консенсус — в этом задача тех, кто отвечает за культуру в стране", — подчеркнул Захаров.
В свою очередь, театральный режиссер Василий Бархатов называет Мездрича одним из лучших культурных менеджеров России. "По поводу назначения Кехмана у меня нет комментариев, это не в моей компетенции, но абсурдный скандал вокруг "Тангейзера" затеян, видимо, непросвещенными людьми. И один из лучших культурных менеджеров России Борис Мездрич, и талантливый молодой режиссер Тимофей Кулябин вынуждены были оправдываться перед прокуратурой за вещи, которые по определению не могут быть защищены в суде", — сказал РИА Новости Бархатов. По мнению режиссера, театр, как и любое другое искусство, не может находиться в юрисдикции гражданского и уголовного суда: если закон — это система, то искусство — это в первую очередь отход от системы, от нормы.
Худрук "Гоголь-центра" Кирилл Серебренников называет "антинародной" ситуацию с оперой "Тангейзер". "Я считаю, что все, что происходит в Новосибирске, это антинародная история, потому что права огромного количества людей, которые хотят смотреть спектакль, ущемляются за счет прав других людей, тех, кто против. Это недопустимо, необходим баланс сил, который сейчас нарушен. Подобные решения убивают зачатки стабильности и намеки на спокойствие — это уничтожение культуры и просвещения в угоду небольшой группы людей", — сказал Серебренников РИА Новости.
Худрук театра "Геликон-опера" Дмитрий Бертман выразил сожаление в связи с увольнением Мездрича. "Непонятно, почему не обсуждался сам спектакль, режиссура, оркестр, уровень актерского мастерства, то есть творческая сторона, чем призван заниматься театр. И это нехороший знак", — сказал он РИА Новости.
Худрук "Геликон-оперы" отметил, что считает Мездрича опытным директором, настоящим интендантом. "Учитывая дефицит крупных руководителей в российских театрах, увольнение такого директора, как Мездрич, не поможет укреплению позиции русского оперного театра", — подытожил Бертман.
В Совете Федерации разделились мнения о том, было ли оправданным увольнение директора Новосибирского оперного театра Бориса Мездрича, и можно ли считать это решение министерства культуры проявлением цензуры.
"Увольнять после всего произошедшего директора театра, по меньшей мере, странно и напоминает квазицензуру советской эпохи, от которой, я надеюсь, мы ушли навсегда", — заявил РИА Новости заместитель председателя комитета Совфеда Константин Добрынин.
По мнению сенатора, к юридическим аспектам увольнения Мездрича, скорее всего, вопросов нет. "Здесь вопрос не юридический, а морально-этический и философский — надо перестать пытаться управлять искусством как корпоративной структурой. Оно живет по своим законам, и главным мерилом здесь является зритель, а голосует он билетом, который покупает или нет", — убежден Добрынин.
Он отметил, что "привычка обижаться на все вообще и на культурные явления в частности" становится "дурной тенденцией последнего времени". "Сам же скандал, как это ни странно, свидетельствует о том, что с точки зрения общественного обсуждения театральное шоу, безусловно, удалось", — добавил сенатор.
Другого мнения придерживается член комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Сергей Щеблыгин. "Те, кто помнит советские времена, знает, что такое настоящая цензура. В ситуации вокруг Новосибирского оперного театра, наоборот, усматривается её недостаток — поскольку спектакль вышел в поле правового понятия оскорбления чувств верующих, что зафиксировано прокуратурой", — заявил он РИА Новости.
По словам сенатора, Мездрич сам пошел на обострение ситуации, "твердо стоя на своей позиции, что ничего менять в спектакле не будет". Кроме того, указал Щеблыгин, канва и оформление оперы "Тангейзер" отсутствуют в классическом либретто Вагнера. "Естественно, в этой ситуации Минкульт, как учредитель, с юридической чистотой провел это увольнение", — отметил он.