МОСКВА, 30 мар — РИА Новости. Увольнение Бориса Мездрича, до воскресенья возглавлявшего Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, закономерно, поскольку задевать интересы различных вероисповеданий при создании культурных произведений недопустимо, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
По мнению члена Общественной палаты РФ, председателя исполкома Ассоциации учителей русского языка и литературы Романа Дощинского, половина вины при этом лежит на министерстве культуры, потому что оно, как контролирующий орган, не должно было доводить дело до спектакля.
Закономерно
Ранее прокуратура возбудила административные дела в связи с "осквернением предметов религиозного почитания" в отношении режиссера-постановщика оперы "Тангейзер" Тимофея Кулябина и директора Бориса Мездрича, который допустил оперу к показу. Однако суд прекратил административные дела в связи с отсутствием состава преступления. Прокуратура обжаловала это решение. В воскресенье стало известно, что Мездрич уволен с поста директора, а на его место назначен Кехман, директор Михайловского театра в Петербурге.
"С юридической стороны, учредитель — в данном случае учредителем являлся департамент культуры Новосибирской области, который подчиняется непосредственно министерству культуры РФ — имеет право в случае невыполнения или некачественного выполнения государственного заказа сделать то, что он сделал (уволить директора)", — сказал Дощинский.
По его мнению, "государство, когда тратило деньги на подобного рода постановку, конечно, имело право рассчитывать на то, что ничего противоречащего нормам культуры не будет в этом спектакле".
Кроме того, добавил эксперт, имеются документы, которые подтверждают, что высшее руководство министерства культуры не раз обращалось к директору Новосибирского государственного академического театра оперы и балета относительно постановки спектакля, но, тем не менее, Мездрич эти просьбы проигнорировал.
"Были затрачены государственные деньги, вам доверяет государство деньги, более того, в условиях кризиса, деньги налогоплательщиков, на хороший качественный проект, который был бы сделан с воспитательной задачей… А здесь директор считает, что он имеет право тратить деньги государственные так, как он считает нужным тратить", — сказал собеседник агентства.
По словам Дощинского, все просьбы со стороны министерства культуры были проигнорированы. "Я считаю, что здесь с полным основанием министерство культуры — заказчик, учредитель театра, он имел право так поступить", — добавил он.
Председатель Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис также назвал "закономерной" реакцию Минкульта и добавил, что речи о цензуре в этой истории не идет.
"Это государственный театр федерального уровня, у которого учредителем является министерство культуры РФ, и оно вправе не продлить контракт с работником согласно Трудовому кодексу. Насколько я помню, там был конфликт — министерство какие-то предписания давало, какие-то рекомендации, я так понял, что он (Мездрич) их не выполнил. Соответственно, следовало ожидать такой реакции, это нормально", — отметил он.
Не задевать интересов
При этом эксперты сошлись во мнении, что творческие люди вольны интерпретировать те или иные художественные произведения, но при этом нельзя оскорблять ничьих чувств и интересов.
"Да, вольны все на интерпретацию, но давайте не задевать интересы различных вероисповеданий, в данном случае христианства. Свобода должна не задевать ничьих интересов. Давайте уважать интересы друг друга и думать о будущем — о поколениях, о воспитательных миссиях, которые культура должна нести, а также думать о том, что государственные деньги не должны так тратиться", — сказал Дощинский.
Кирис в свою очередь добавил, что "есть вещи, которые трогать вообще нельзя, особенно если речь идет о вере".
50 на 50
При этом Дощинский считает, что в произошедшем часть вины лежит и на министерстве культуры, которое должно было проконтролировать процесс создания спектакля.
"Здесь вина 50 на 50 — в том числе 50% — это вина самого министерства культуры. Когда оно дает деньги, дает поручение, не надо доводить это уже до спектакля, а контролировать это в процессе подготовки. Никто не говорит о цензуре, но я считаю, что здесь государство имеет полное право проконтролировать определенный процесс траты денег", — подчеркнул член ОП РФ.