МОСКВА, 24 мар — РИА Новости. Киев пошел на конфликт с олигархом, днепропетровским губернатором Игорем Коломойским "с отмашки" Вашингтона, но время для этого выбрано крайне неудачно, считает сопредседатель киевского Центра энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
Ситуация в отношениях между Коломойским и властями страны обострилась после того, как Верховная рада 19 марта приняла поправки в закон об акционерных обществах, которые лишают губернатора Днепропетровской области, одного из самых богатых людей Украины, контроля над крупнейший нефте- и газодобывающей компанией Украины "Укрнафта". На данный момент государство контролирует 50% плюс одну акцию, а группе "Приват" Коломойского принадлежит 42% акций. До решения Верховной рады это позволяло предпринимателю блокировать любые решения, касающиеся "Укрнафты".
После этого в сопровождении вооруженной охраны Коломойский прибыл в офис "Укртранснафты", чтобы вступиться за Лазорко. В воскресенье глава Днепропетровской областной госадминистрации заявил, что никаких внеплановых ситуаций вокруг "Укртранснафты" нет, а все, что происходит сейчас, направлено на защиту от рейдеров.
Конфликт по подсказке США
Комментируя эти события, Марунич отметил, что есть косвенные признаки, которые позволяют предполагать, что решение о начале конфликта с Коломойским было продиктовано из-за рубежа.
"Мне кажется, что с санкции Вашингтона кто-то в Киеве решил мягко указать Коломойскому на его место в государстве", — отметил он.
Кроме того, по мнению Марунича, мерами против олигарха киевские власти надеялись повысить свою популярность, которая в последнее время резко падает. "У (президента Украины Петра) Порошенко рейтинг упал настолько низко, что даже не знаю, куда дальше. И я не исключаю, что вся эта история была задумана с учетом того, что это может поднять рейтинг президента", — сказал эксперт.
Неудачное время
Марунич подчеркнул, что, с его точки зрения, время для атаки на Коломойского было выбрано неудачно.
"Будет ли эта попытка успешной, с моей точки зрения, это большой вопрос. Коломойский обладает практически сопоставимыми с Киевом ресурсами, финансовыми, есть и военные. Причем сам Киев благословил все это дело полгода назад. Это же не на пустом месте появилось, что Коломойский пришел и создал батальон "Днепр-1". Все это решалось на высоком уровне", — отметил он.
"Атомная бомба" и ДНР
Справиться с Коломойским властям будет очень непросто, прогнозирует Марунич.
"У Коломойского есть, как тут кое-кто выражается, атомная бомба — это "ПриватБанк". Проблемы с ним могут просто-напросто похоронить всю финансовую систему Украины. Это системный банк. Если не дай бог что, будет не до "Укрнафты" с "Укртранснафтой". Это реально атомная бомба. Если Коломойский ей воспользуется, то я даже не хочу просчитывать последствия для государства", — указал эксперт.
Кроме того, нагнетать давление на Коломойского опасно, так как он остается одним из оплотов Киева в борьбе с попытками добиться децентрализации власти. Если он "переметнется" в другой лагерь, правительственным силам придется нелегко.
"Кстати, шутки шутками, а Коломойский может же и с ДНР договориться и начать наступление на Киев. Это, конечно, условная конструкция, но кто знает. Коломойский действительно стал стабилизирующим фактором в своем регионе, и не факт, что Киев справился бы с сепаратистскими настроениями в Днепропетровской и Одесской областях, если бы Коломойский не подставил властям плечо", — сказал в связи с этим Марунич.
Боевая ничья?
С учетом всех этих факторов, скорее всего, с Коломойским попробуют договориться мирно. "Мой прогноз — открытого противостояния не будет, будет компромисс, поскольку ни одна из сторон не может гарантировать себе победу", — сказал Марунич.
По его словам, риски для властей слишком велики. "Реализация всего плана по изъятию Коломойского из этих структур ("Укрнафта" и "Укртранснафта") грозит масштабной дестабилизацией и может поставить под вопрос дальнейшее функционирование госмеханизма как такового", — пояснил эксперт.
"Поэтому мне кажется, что все закончится неким перемирием, и обе стороны пойдут на определенные уступки", — заключил он.