МОСКВА, 20 мар — РИА Новости/Прайм. Владельцы свадебных агентств в целом не видят опасений за свой бизнес в разгар кризиса. Но у них разные мнения насчет его влияния на свадебные расходы: некоторые наблюдают структурные изменения на рынке свадебных услуг.
Сыграть свадьбу сейчас или потом
"У кризисных явлений всегда был схожий характер. Проходит один-два года и все возвращается на круги своя. Этот кризис не особенный, он такой же, как и все предыдущие", — утверждает основатель и генеральный продюсер event-холдинга "КнязевЪ" Сергей Князев. По его словам, ближайшие потери на свадебном рынке будут "немаленькими", потому что люди предпочитают откладывать красивую церемонию на потом.
Но директор агентства "Свадебный переполох" Антонина Денисенко не думает, что россияне будут ждать лучших времен. "Жениться и умирать будут всегда. И никто не будет экономить на свадьбе или откладывать ее на следующий год. Молодые пары прибегают к кредитам или занимают деньги, но свадьбу не будут откладывать", — считает она.
Изменение сроков мероприятий никак не связан с кризисом, а причины подобных случаев носят субъективный характер, считает директор свадебного агентства Mr.Holiday Лидия Ком. "Были единичные случаи, когда свадьбы переносили на следующий год. Но это было связано не с экономическими условиями, а с личным причинами", — пояснила она.
Кто будет экономить
Участники свадебного рынка считают, что кризис никак не повлияет на мероприятия с крупным бюджетом или из категории luxury. Проблемы испытывают организаторы празднеств со средним бюджетом или из разряда эконом-класса. Некоторые россияне и вовсе предпочитают устраивать свадьбу сами, не прибегая к услугам свадебных агентств, отмечает Князев.
"Многие стали устраивать свадьбы за счет собственных сил. Точной статистики не существует, но мои коллеги, которые работают в сегменте эконом- и среднего класса, говорят, что он просел на 40-50% по сравнению с 2013-2014 годами", — сказал он.
Среднебюджетные свадьбы составляют 90% всех мероприятий, а их стоимость варьируется от 300 тысяч рублей до 700 тысяч рублей, утверждает Денисенко. Она отмечает сокращение количества участвующих в мероприятиях. "Раньше было популярно устраивать праздник на 70 и более гостей. Сейчас такие свадьбы скорее редкость, среднее количество приглашенных — 30-50 человек", — заявила она.
Бюджеты у мероприятий в целом не изменились, но на свадебном рынке было затишье в прошлом году, которое быстро прошло, отметила Ком. "Наши подрядчики в феврале начали паниковать, они волновались, что свадебному сезону не быть, но он "раскачался" ближе к апрелю-маю", — сказала она.
Что дорожает
В целом клиенты свадебных агентств если и не урезают свои расходы, то по крайне мере стараются оптимизировать их таким образом, чтобы соотношение цены и качества соответствовало прошлогоднему бюджету.
Большинство подрядчиков понимают это и стараются не поднимать цены. Однако в конце 2014 года многие пары из-за нестабильной экономической обстановки начали планировать свою свадьбу задолго, и некоторые подрядчики воспользовались этим и стали повышать цены.
"Сами молодые подогревают к этому интерес, и из-за этого повышаются цены. Они старались бронировать все заранее, боялись, что ведущий уйдет от них. И он становился во главу угла, но так быть не должно", — сказала Денисенко.
Многие ведущие выполняют не только развлекательные функции, но и организаторские, сами решая все вопросы с подрядчиками, отметил Князев. "Некоторые свадьбы стали организовывать по "советскому" принципу. Тамада сам решает все вопросы, он сам все организовывает и проводит мероприятие", — сказал он.
В свадьбах премиум-класса тоже есть изменения. Например, резко сократилось количество заказов на выступления звезд эстрады, что было очень популярно в предыдущие годы, добавил Князев.