Крым, жители которого в марте прошлого года проголосовали за воссоединение с Россией, уже год адаптируется к новому законодательному, социальному и экономическому пространству. О том, что удалось сделать, какие планы реализовать, с какими трудностями приходится сталкиваться, рассказал в интервью РИА Новости министр по делам Крыма Олег Савельев.
— Прошел год, как Крым вошел в состав России. Все ли намеченные на этот период планы удалось реализовать?
— Большинство из намеченного было реализовано. На полуострове заработало законодательство РФ, в том числе бюджетное, судебная система, были сформированы необходимые органы власти. Это была очень тяжелая работа. Несмотря на то, что все мы начинали в 91-м из одной точки, за 23 года был накоплен существенный объем различий между законодательством России и Украины. И эти различия пронизывают все аспекты жизни. Поэтому то, что 1 января 2015 года установленный шестым Федеральным конституционным законом переходный период был завершен, конечно, большой успех.
В то же время в шестом ФКЗ зафиксирована возможность установления особенностей по земельному, градостроительному, имущественному законодательствам, а также в части регистрации прав. Эти нормы могут регулироваться до 2017 года законодательством республики Крым и Севастополя. Сегодня это отражает реальные потребности полуострова.
— За этот год уже обозначились основные болевые точки Крыма. И одна из них — энергозависимость. В конце прошлого года Украина несколько раз ограничивала и вообще прекращала поставки электроэнергии на полуостров. Какая сегодня ситуация?
— Действительно, достаточно большая доля электроэнергии поступает в Крым из Украины. Крым на пике потребляет порядка 1,2 ГВт, а собственная генерация составляет около 400 МВт. Во время прошлогоднего блэкаута были подключены все мобильные мощности, включая мобильные газотурбинные электростанции, которые использовались как резервные, локальная генерация, дизель-электростанции. При этом на полную мощность работала и солнечная генерация, и ветреная, и ТЭЦ. Мы старались максимально обеспечить все точки жизнеобеспечения.
Конечно, на сегодня это не может полностью покрыть дефицит электроэнергии, который может образоваться при полном отключении со стороны Украины. Поэтому в настоящее время реализуется ряд мер по обеспечению полной энергобезопасности Крыма. В частности, это строительство двух двухблочных электростанций, общая предельная мощность собственной генерации составит 900 МВт. Срок сдачи — 2017 год. Но сдаваться они будут поэтапно, поэтому часть мощностей заработает раньше.
При этом вопросы независимого энергообеспечения полуострова не сводятся только к строительству собственной генерации.
Скорее всего, удастся в более короткие сроки сделать энергомост с Краснодарским краем. Изначально планировалось, что это будет конец 2017 года, но сейчас, похоже, появились новые технические решения и проект может быть реализован уже в начале 2016 года. Переток по этому кабелю по оценке минэнерго составит до 450 МВт. Это существенно повысит энергобезопасность Крыма в условиях непредсказуемости решений украинских властей.
— Еще один важный вопрос — вода. Северо-Крымский канал, который обеспечивал полуостров пресной водой более чем на 80%, был перекрыт. Что планируется, чтобы восполнить дефицит?
— Проблема не столько в канале. Подавляющая часть воды, которая шла по Северо-Крымскому каналу, использовалась для полива, в том числе для выращивания риса, и не всегда рационально. В этом году сельхозпроизводители должны будут перейти на эффективные технологии, например такие, как капельное орошение.
В прошлом году пришлось предпринимать неотложные меры по обеспечению водой. Так, в мае прошлого года была организована работа по переброске воды Тайганского водохранилища в Феодосийское. Кроме того, по Старому Крыму было проведено бурение локальных скважин.
В результате, несмотря на не самый водообильный год, мы прошли его нормально.
Сейчас в рамках первоочередных мер идет бурение на известных запасах подземных вод — проектируется и скоро начнется строительство водовода по переброске этой воды в Северо-Крымский канал для того, чтобы иметь возможность подпитывать потребности Керченского полуострова.
Стоит отметить, что Крым имеет проблемы с водой на бытовом уровне вне зависимости от наполнения Северо-Крымского канала. Поэтому сейчас идет работа по выработке общей схемы баланса по воде, в том числе предлагается реконструкция существующих систем ЖКХ, использование опреснителей.
Уже сейчас заложены меры локального характера, в частности строительство водохранилища рядом с Севастополем.
— Каковы будут масштабы строительства опреснительных установок?
— Некоторый опыт их использования в Крыму уже есть. Еще летом прошлого года была сформирована рабочая группа с участием питерского и ростовского водоканалов, приезжали и израильские специалисты. Изучаем опыт Египта, привлекаем экспертов из Сингапура с их концепцией New Water.
Но опреснения в промышленных масштабах, вероятно, не будет. Как нам говорят специалисты, вполне возможно решить проблемы водообеспечения полуострова просто даже за счет увеличения площади сбора поверхностных вод.
— Есть ли проблемы со строительством моста через Керченский пролив? Все будет построено в срок?
— По плану — окончание работ в конце 2018 года. Напомню, что на сооружение транспортного перехода выделяется чуть более 228 миллиардов рублей. На данный момент уже идет строительство подъездных путей.
Пока для переброски грузов и пассажиров по-прежнему будет использоваться Керченская переправа. Логистика поставок из материковой части России сейчас разрабатывается. В этом сезоне также будут разведены пассажирский и грузовые потоки. Для приема грузовых потоков будут использоваться Феодосийский и Севастопольский порты. И это не обязательно паромы. Это и сухогрузы, и контейнеровозы. Крым нуждается в продуктах, промтоварах, строительных материалах, массе других грузов.
— Симферополь — воздушные ворота Крыма. Это сейчас, пожалуй, самый быстрый способ попасть на полуостров. Будет ли увеличена его мощность?
— Симферопольский аэропорт еще в прошлом сезоне увеличил пропускную способность взлетно-посадочной полосы в четыре раза. В этом году ожидаем двукратное увеличение пропускной способности самого аэропорта за счет строительства быстровозводимого терминального комплекса.
— Санкции Запада сильно затрудняют привлечение зарубежных инвестиций?
— Интерес к Крыму проявляет весь мир. Но многие, те же европейцы, напрямую сюда зайти не могут в свете действующих санкций. Тем не менее на полуостров приезжает немало предпринимателей, компаний из разных стран — Турции, Израиля, Голландии, Финляндии, Италии. И здесь нет ничего странного — экономические возможности Крымского полуострова впечатляют.