ТЕЛЬ-АВИВ, 15 мар — РИА Новости. Лидер левоцентристской оппозиции Ципи Ливни обещает в случае победы на выборах преодолеть отчуждение Израиля от западных союзников, которое, как утверждает она, превратилось в угрозу национальной безопасности из-за "ястребиной" политики премьер-министра Биньямина Нетаньяху на палестинском и иранском направлениях.
Судя по опросам, многолетний куратор мирных переговоров с палестинцами, экс-глава МИД и Минюста, чья подпись в свое время скрепила соглашение об отмене визового режима с Россией, имеет шансы стать второй в истории страны женщиной-премьером после легендарной Голды Меир.
Это произойдет через два года при условии, что ее избирательный блок "Сионистский лагерь" во вторник победит правящую партию "Ликуд" и сможет вместе с союзниками сформировать правительство с достаточной продолжительностью жизни. Первую половину отпущенного законом, но редко выдерживаемого на практике четырехлетнего срока руководить кабинетом будет партнер Ливни по "Сионистскому лагерю" Ицхак Герцог. В самом начале кампании они договорились о ротации и объединили свои партии "Ха-Тнуа" и "Авода".
"Я считаю, что ротация — это не проблема, а, наоборот, преимущество. Мы пошли с Герцогом вместе, потому что у нас общие взгляды и общие интересы. Мы работаем вместе, и это только добавляет нам силы", — оценила Ливни получившийся "тандем" на встрече с российскими журналистами.
Последние предвыборные опросы прогнозируют "Сионистскому лагерю" 24-26 мандатов в будущем Кнессете — на два-четыре больше, чем у "Ликуда". По закону, для формирования кабинета нужна поддержка парламентского большинства — как минимум 61 депутата из 120. Поэтому победа на выборах определяется не только собственным электоральным весом партии, но и наличием союзников, готовых вступить с ней в коалицию или оказать внекоалиционную поддержку. Здесь шансы Ливни-Герцога и Нетаньяху выглядят примерно равными.
"Сможем исправить"
В беседе с российскими журналистами Ливни вступила в заочную полемику с Нетаньяху на тему национальной безопасности — центральную для кампании "Ликуда". Премьер ставит себе в заслугу способность бескомпромиссно отстаивать интересы Израиля, не сгибаясь под давлением извне, будь то в вопросах урегулирования с палестинцами или противодействия ядерному Ирану.
С точки зрения Ливни, получившаяся в результате натянутость в отношениях с внешним миром, в первую очередь Америкой и Европой, не только не укрепляет безопасность еврейского государства, но и ведет к его изоляции на международной арене.
"Нетаньяху оттеснил весь мир от Государства Израиль. Это мешает и нашей безопасности, и нашей экономике. Когда мы боремся с террором, террористы должны понимать и знать, что весь мир с нами. Наши враги должны видеть, что в борьбе с террором весь мир с нами, что у нас во всем мире есть надежные партнеры", — сказала она.
Принято, например, считать, что у Нетаньяху натянутые отношения с Бараком Обамой. В начале марта они испортились еще больше, когда премьер поехал в Вашингтон по приглашению республиканцев — политических оппонентов президента США. С трибуны конгресса он критиковал курс американской администрации на переговоры с Ираном и агитировал парламентариев за срыв готовящейся ядерной сделки.
Нетаньяху было отказано во встречах с представителями Белого дома, а десятки демократов бойкотировали его речь. На родине оппозиция обвинила премьера в готовности поставить под удар отношения с ключевым стратегическим союзником ради дополнительных очков на парламентских выборах. Рост рейтингов при этом оказался незначительным и недолгим.
"Каждый премьер должен уметь работать с Америкой. Когда Нетаньяху настраивает против себя часть американского общества, которая вместо поддержки показывает несогласие с Израилем — это не хорошо. Это опасно, но это можно изменить. Не Нетаньяху это сделает, а мы. Мы сможем это исправить", — обещает Ливни.
Сам премьер в интервью газете "Джерузалем пост" заявил, что дуумвират Герцог-Ливни в случае прихода к власти не сможет защитить Израиль от иранской угрозы из-за готовности послушно следовать в фарватере американской политики. "Они и секунды не продержатся (под давлением США)! Ни миллисекунды… Они считают, что единственное, что им следует делать, это отвечать "да" на любое требование, исходящее от лучшего из наших союзников, а на самом деле это не так", — утверждает Нетаньяху.
Ливни тоже называет ядерный Иран проблемой, но говорит о ней в менее алармистских выражениях, чем Нетаньяху, и не оспаривает целесообразности переговоров, которые ведет с Исламской республикой шестерка "великих держав".
"Иран это проблема. Я, как (бывший) министр иностранных дел, знаю это. И Герцог, будучи главой оппозиции, говорил, что Иран — это проблема. И тут нет коалиции и оппозиции — все заодно. Мы должны предотвратить появление у Ирана ядерного оружия. Важно, чтобы мир понял, что это не только наша проблема", — сказала она.
"Будем говорить"
Срыв переговорного процесса с палестинцами и рекордный размах поселенческих строек на оккупированных территориях Западного берега реки Иордан и Восточного Иерусалима считается главным раздражителем в отношениях Израиля со странами Европы, где парламенты один за одним принимают резолюции в поддержку палестинской государственности, а исполнительная власть прорабатывает меры экономического воздействия на еврейское государство.
"Нетаньяху говорит, что все — антисемиты. Я говорю, что, конечно, есть антисемиты, но тут дело в том, что мир не понимает его политику. Чего Нетаньяху хочет — двух государств (арабского и еврейского) или поселений? Когда мир не понимает его политику, невозможно ожидать поддержки", — сказала Ливни, которая в кабинетах Нетаньяху и его предшественника, левоцентриста Эхуда Ольмерта, возглавляла израильские делегации на мирных переговорах с палестинцами.
С победой Ливни и Герцога принято связывать надежды на реанимацию мирного процесса, с переизбранием Нетаньяху — ожидания дальнейшей стагнации ближневосточного урегулирования. Ливни подтверждает заинтересованность в возобновлении диалога, однако, дает понять, что требования палестинцев чрезмерны. Она чертит собственные "красные линии", опровергая обвинения правых в готовности отступать до границ 1967 года с демонтажом всех поселений и разделом Иерусалима.
"Мы будем говорить с теми, кто признает нас, кто принял наши прошлые договоренности. Но и Абу Мазен (псевдоним Аббаса) должен понять, что он не получит все, чего хочет. Так же, как и мы. Каждый должен уступать. Мы будем бороться с террором. Мы оставим за собой большие поселения, которые будут частью Израиля. Мы не можем согласиться на возвращение (в Израиль миллионов палестинских) беженцев", — перечислила Ливни.
"Абу Мазен должен понять, что мир не позволит ему получить все, особенно его выходящие за все рамки условия. Мир не должен допустить договора, при котором не будет решена проблема безопасности Израиля. Тогда он поймет, что нужно договариваться. Мы не выступаем за договор любой ценой. Мы за безопасность Израиля", — продолжила она.
Не отрекаясь от принципа "два государства для двух народов", Нетаньяху говорит, что для его реализации сейчас нет необходимых условий, а, главное, заслуживающего доверия партнера с противоположной стороны.
Последний раунд палестино-израильского диалога вело правительство Нетаньяху и лично Ливни. Переговоры шли девять месяцев при посредничестве США и безрезультатно завершились прошлой весной. За срывом последовал всплеск насилия на Западном берегу, в Иерусалиме и, особенно, секторе Газа. Разочаровавшись в перспективах переговорного процесса, палестинцы возобновили попытки освободиться от оккупации и обрести государственность через обращение к международным институтам, включая Совет Безопасности ООН. Израиль ответил им экономическими санкциями.
В декабре Нетаньяху уволил Ливни, публично поставив ей в вину противодействие поселенческой деятельности и самовольные контакты с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом, которого кабинет постановил бойкотировать за возвращение к альянсу с исламистским движением ХАМАС. Отставка Ливни с поста министра юстиции вместе с идеологически близким ей министром финансов Яиром Лапидом стала отправной точкой для досрочного созыва нынешних выборов. Нетаньяху объяснял, что решился на них в надежде расширить представительство "Ликуда" в Кнессете и сформировать более удобное правительство — свое третье подряд и четвертое в карьере.
Оказавшись у власти, и левые, и правые в последние годы примерно одинаково ведут себя на палестинском треке. Представители обоих лагерей развивают еврейские поселения, иногда приостанавливая стройки под нажимом из-за океана, раз в несколько лет проводят сопоставимые по масштабам и результатам военные операции в секторе Газа и периодически вступают с палестинцами в одинаково бесплодные мирные переговоры. При этом считается, что левые искренне стремятся к разрешению старейшего на планете конфликта, а правые делают ставку на управление им, используя мирный процесс как инструмент сохранения статус-кво, а выигранное время — для закрепления на завоеванных землях.