МОСКВА, 12 мар — РИА Новости. Член президентского совета по правам человека Андрей Бабушкин, как член общественной наблюдательной комиссии посетивший задержанных по делу об убийстве Бориса Немцова и вызванный затем на допрос в Следственный комитет, рассказал на пресс-конференции в четверг об этой беседе со следователем.
После того как члены общественной наблюдательной комиссии Москвы Бабушкин и Ева Меркачева посетили изолятор, Следственный комитет сообщил, что они стали интересоваться материалами уголовного дела, хотя не являются участниками уголовного процесса — что можно расценить как вмешательство в деятельность следователя и воспрепятствование расследованию. Бабушкин ранее уже заявил, что не нарушал закон и не мешал следствию.
На пресс-конференции Бабушкин заверил, что он и Меркачева не задавали задержанным вопросов по сути уголовного дела, а задавали только те вопросы, которые направлены на установление фактов нарушения прав человека. "И нам было очень удивительно то, что Следственный комитет так странно прореагировал на выполнение нами своих профессиональных и гражданских обязанностей", — сказал правозащитник.
Бабушкин рассказал, что поговорил со следователем в среду и пригласил представителей Следственного комитета приехать к нему на работу. Сотрудники СК приехали втроем в среду вечером, рассказал правозащитник.
"Подчеркиваю — это была моя инициатива, я выбрал место, я выбрал время, это не был допрос по их инициативе. Очень любезно мы с ними побеседовали. После этого они признали меня свидетелем, взяли с меня подписку о неразглашении обстоятельств дела", — сказал он. По словам Бабушкина, эта подписка налагает определенные обязательства, но не препятствует общественному контролю. Тем не менее, Бабушкин как свидетель не вправе посещать подозреваемых.
"Пока ведется это уголовное дело, пока я являюсь свидетелем и пока эти трое находятся в следственном изоляторе "Лефортово", я не могу приходить с проверкой, это запрещает прямо 16-я статья 76-го федерального закона (об общественном контроле, 2008 года)", — пояснил правозащитник.
Он добавил, что когда дал эту подписку, еще раз проанализировал то, что написал по итогам посещения СИЗО.
"Я еще раз проанализировал то, что я написал, и понял, что некоторые моменты, может быть, не надо было писать — например о месте, где они были задержаны. Для меня это вещь непринципиальная, для меня принципиально, как их задержали, что с ними делали, ну а для следствия это могло быть какой-то утечкой", — сказал он.
Тем не менее, подобные действия следствия в среду Бабушкин считает давлением и формой воспрепятствования общественному контролю. "Мы конечно восприняли это все как элемент давления, но хочу подчеркнуть — не со стороны тех, кто сейчас расследует дело, а со стороны очевидно кого-то из их руководителей", — сказал правозащитник.