НОВОСИБИРСК, 10 мар — РИА Новости. Мировой суд в Новосибирске во вторник прекратил ранее возбужденные прокуратурой прецедентные административные дела в отношении директора театра оперы и балета и режиссера-постановщика скандальной оперы "Тангейзер", посчитав, что они не оскорбляли религиозных святынь.
История скандала
Премьера оперы "Тангейзер" Рихарда Вагнера на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НГАТОиБ) состоялась в конце прошлого года. Действие драмы перенесено в современность, а Тангейзер предстает в образе режиссера, снявшего фильм "Грот Венеры" якобы о неизвестной, греховной жизни Иисуса Христа в молодости.
Статья "Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение" предусматривает до 50 тысяч рублей штрафа для физических лиц (до 200 тысяч — для должностных) или обязательные работы на срок до 120 часов. Национальная газета "Музыкальное обозрение", определяя премии за 2014 год, назвала новосибирскую постановку спектаклем года.
В воскресенье 1 марта в Новосибирске прошел митинг "В защиту духовно-нравственных ценностей, против попыток раскола общества действиями, оскорбляющими религиозные чувства верующих". Участники акции потребовали снять оперу с показа и отправить в отставку главу областного минкультуры и соответствующего городского департамента.
В ответ на заявления митрополита и православных активистов директор Новосибирского театра оперы и балета Мездрич заявил, что решение суда может стать прецедентом появления в России религиозной цензуры и призвал представителей церкви к переговорам без суда и вмешательства правоохранительных органов.
Слово религиоведам
Во вторник в суде по обоим административным делам выступили известные в России специалисты-религиоведы Борис Фаликов (РГГУ) и Владимир Винокуров (МГУ). Они заявили, что спектакль "Тангейзер" не оскорбляет религиозные святыни, так как их просто нет в постановке.
"То, что происходит на сцене, не имеет ничего общего с реальностью. Мы сталкиваемся с большим невежеством как религиозным, так и эстетическим", — заявил в суде доцент Центра изучения религий РГГУ Борис Фаликов, отметив, что сторона обвинения, например, ошибочно отождествляет режиссера Кулябина с главным героем оперы Тангейзером.
"Религиозное невежество заключается в том, что вымысел для верующего никогда не должен отождествляться с реальностью", — сказал эксперт, дающий в суде показания в качестве свидетеля.
Фаликов считает, что спектакль в постановке Кулябина никоим образом не оскорбляет предметы религиозного почитания. "Художественной задачей режиссера было показать конфликт между искусством и религией, причем конфликт неоднозначный", — сказал он, добавив, что спектакль однозначно достоин для выдвижения на получение премии "Золотая маска".
В свою очередь, доцент кафедры философии и религиоведения МГУ Владимир Винокуров также отметил, что в спектакле нет никаких культовых предметов, так как спектакль предполагает под собой выдумку. Осквернение религиозной символики в связи с этим он не увидел.
"Театр — это познание жизни, но не сама жизнь", — сказал Винокуров в подтверждение своей точки зрения.
В свою очередь, заместитель худрука государственного театра наций и обозреватель газеты "Коммерсант" Роман Должанский сообщил суду, что был на премьере спектакля и 20 и 22 декабря прошлого года. Он сказал, что современная трактовка оперы "Тангейзер" была встречена зрителями положительно. Открыто выражавших недовольство людей, по его словам, не было.
Адвокат Мездрича Сергей Бадамшин просил суд приобщить к делу открытые письма ведущих театральных деятелей России, однако судья Екатерина Сорокина отказала в этом, сообщив о субъективной оценке происходящего авторами писем. В защиту постановки высказались Марк Захаров, Галина Волчек, Евгений Миронов и многие другие.
Судья также отказала защите в проведении комплексной культурологической, религиоведческой и искусствоведческой экспертизы. Ранее в проведении такой экспертизы по делу Кулябина было также отказано.
Свидетели прокуратуры
Во вторник в суде по делу режиссера Тимофея Кулябина также выступили свидетели обвинения — доктор богословия, протоиерей Борис Пивоваров и музыковед, помощник руководителя ансамбля "Чалдоны" Марина Бусик-Трофимук, которые усмотрели в постановке оскорбление религиозных святынь.
Пивоваров, как и на прошлом заседании, заявил, что он, как священнослужитель обязан противодействовать происходящему на сцене "богохульству".
"Это откровенное кощунство и борьба с церковью. Разжигание ненависти по отношению к христианам", — заявил протоиерей. При этом, отвечая на вопрос защитника Бадамшина, Пивоваров сказал, что при составлении заключения относительно спектакля у него не было необходимости специально пользоваться какой-то литературой.
В свою очередь, Марина Бусик-Трофимук в суде заявила, что ходила на премьеру спектакля, однако не досмотрела его до конца и ушла. По ее мнению, авторская трактовка режиссера Кулябина оперы Рихарда Вагнера нарушает его авторское право. Оригинал, по ее словам, "уничтожен Кулябиным".
Отвечая на вопрос директора театра Мездрича, свидетель сообщила, что никогда не работала в театре, но считает себя экспертом в этой области. В процессе по делу Тимофея Кулябина свидетеля Бусик-Трофимук суд вызвать отказался, так как при допросе свидетелей защиты она присутствовала в зале суда.
Осквернение отсутствует
В заключительном слове адвокат Мездрича и Кулябина Сергей Бадамшин попросил суд прекратить административное дело, так как "отсутствуют какие-либо оскорбления и осквернения предметов религиозного почитания", а евангельский образ Иисуса Христа — объект нематериальный, а, следовательно, не может присутствовать на сцене и, соответственно, быть оскорбленным.
Адвокат считает, что прокурор по делу не указал суть нарушения, вменяемого директору театра и режиссеру, и сослался на статью Конституции РФ, гарантирующую любому гражданину свободу художественного выражения, а также запрет любой цензуры.
В свою очередь, сам директор театра Борис Мездрич заявил, что в случае обвинительного решения в российском обществе будет активизировано радикальное крыло Русской православной церкви и "украинский Майдан" тогда покажется детским садом". Он добавил, что в настоящее время уже около 50 тысяч человек подписались под петицией в защиту спектакля. Мездрич добавил, что, по его мнению, в случае обвинительного решения суда, количество подобных дел в России будет расти в геометрической прогрессии.
В итоге по обоим делам судья Екатерина Сорокина вынесла решения о прекращении административного производства в связи с отсутствием состава правонарушения, то есть оскорбления предметов религиозного почитания. Мотивированное решение суд подготовит в течение трех дней. Во вторник была оглашена только резолютивная часть. Оба решения суда были встречены аплодисментами.
"Это событие не только для Новосибирска, но и для всей страны. Здесь удалось найти серьезную защиту и мотивированные принципы, которые мы отстаивали и, конечно, очень важно, что они услышаны. Большое спасибо всем, кто поддержал нас", — сказал журналистам Мездрич. Кулябин от комментариев отказался.
Адвокат Сергей Бадамшин отметил, что удовлетворен решением суда, так как в противном случае в России мог бы быть создан прецедент введения цензуры в театральных постановках. Он также сообщил, что Следственный комитет в настоящее время продолжает проверку наличия в действиях Мездрича и Кулябина состава уголовного преступления в связи с возможным оскорблением чувств верующих. И режиссер, и директор театра свои пояснения следователям уже дали.
Зампрокурора Новосибирска Игорь Стасюлис сообщил, что прокуратура позже примет решение о возможном обжаловании постановления суда.