Як-42 — ближнемагистральный пассажирский самолет, разработанный конструкторским бюро Александра Яковлева. Он создавался по отечественным и зарубежным требованиям к самолетам такого класса: повышенный комфорт для пассажиров, низкий расход топлива, низкий уровень шума, повышенная безопасность полета.
Як-42 был разработан в качестве замены для самолетов типа Ил-18 и Ту-134.
К созданию самолета в ОКБ А.С. Яковлева приступили в конце 1972 года. При работе над проектом использовался опыт создания пассажирского самолета Як-40, а также опыт ведущих самолетостроительных фирм мира. Проектирование велось из условий эксплуатации на слабооснащенных аэродромах вдали от авиационно-технической базы.
Первый вариант модели Як-42 был построен с практически прямым крылом. Угол стреловидности крыла составлял 11 градусов. Первый полет опытного самолета состоялся 7 марта 1975 года.
Испытания проходили нормально, но скорость у самолета с таким крылом была все-таки недостаточной. Она не превышала 680 километров в час. В связи с этим конструкция Як-42 подверглась дальнейшей доработке. По результатам испытаний было решено увеличить стреловидность крыла до 23 градусов.
Серийное производство Як-42 началось в 1979 году на авиазаводах в Саратове и Смоленске. После завершения летных испытаний в 1980 году самолет был сертифицирован и поступил в эксплуатацию. 22 декабря 1980 года состоялся первый полет с пассажирами на борту, а с 1981 года самолет вышел на международные авиалинии.
На Як-42 установлено шесть мировых рекордов скороподъемности.
В 1988 году был сертифицирован и запущен в серийное производство Як-42Д, имеющий увеличенную дальность полета.
Самолет Як-42 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с Т-образным оперением. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения (диаметр 3,8 метра). Крыло стреловидное, угол стреловидности равен 23 градусам. Самолет имеет стреловидное хвостовое оперение с верхним расположением стабилизатора.
Шасси убирающееся, трехопорное с носовой стойкой. На Як-42 установлены три экономичных малошумных турбовентиляторных двигателя. Запас топлива расположен в трех крыльевых баках равной емкости. Имеется система аварийного слива топлива в полете.
Автономный пуск двигателей, бортовой и хвостовой трапы для входа в пассажирский салон дают возможность эксплуатировать самолет на малооборудованных аэродромах.
Навигационный комплекс "Ольха-1" и комплекс высотно-скоростных параметров ВСП-1-6 обеспечивают автономную навигацию, система автоматического управления САУ-42 — посадку в условиях минимума II категории ИКАО. Имеются также два автоматических радиокомпаса, радиотехническая система ближней навигации "Веер-М", навигационно-посадочная система "Курс-МП-70", метеолокатор "Гроза-42".
Существуют различные варианты компоновки салона самолета с числом мест от 39 до 120. Компоновка пассажирского салона в 100-местном варианте выполнена по схеме "багаж при себе". Багажники и гардеробы располагаются непосредственно у входа.
Встречные потоки пассажиров исключаются. В нижней части фюзеляжа, под полом, расположены два грузовых отсека большой емкости для перевозки грузов, почты и багажа в стандартных контейнерах, погрузка которых производится через наружные бортовые люки.
Летно-технические характеристики
Взлетная масса — 54 000 кг;
Двигатель — Д-36;
Тяга взлетная — 3 х 6 500 кгс;
Число пассажиров — 120 человек;
Крейсерская скорость — 750 км/час;
Высота полета — 9 100 м;
Коммерческая нагрузка:
— максимальная — 14 500 кг,
— нормальная — 10 500 кг;
Дальность полета:
— при максимальной коммерческой нагрузке — 450 км,
— при нормальной коммерческой нагрузке — 1 530 км;
Размеры:
Длина — 36,38 м;
Размах крыльев — 34,2 м;
Высота — 9,8 м.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников