Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка - Новости Подмосковья
Новости Подмосковья

Воробьев: создание двух ОЭЗ в Подмосковье получило поддержку федералов

Глава Московской области Андрей Воробьев в интервью РИА Новости рассказал на каком этапе находится проектирование новых особых экономических зон и сотрудничество с инвесторами, заверил, что подмосковный стройсектор будет "на плаву", и призвал быть готовыми к введению платной парковки в крупных городах области.

Глава Московской области Андрей Воробьев в интервью корреспонденту РИА Новости Анастасии Кувшиновой рассказал на каком этапе находится проектирование новых особых экономических зон и сотрудничество с инвесторами, заверил, что подмосковный стройсектор будет "на плаву", и призвал быть готовыми к введению платной парковки в крупных городах области.

— Андрей Юрьевич, какие изменения ждут подмосковный бюджет в связи с непростой экономической ситуацией? Какое количество доходов Подмосковье может потерять?

— Если 2014 год мы закончили неплохо — доходы в бюджет выросли на 8,5%, или 30 миллиардов рублей, то 2015 год, как мы понимаем, будет более сложным. Обусловлено это, очевидно, внешними условиями. Первые два месяца 2015 года показывают, что мы не добираем дохода на 5,2% к уровню 2014-го. Это вызвано ростом курса доллара и увеличением процентной ставки, по которой предприятия списывают прибыль. Поэтому наша задача — сохранить в 2015 году уровень 2014 года. Мы реалисты и понимаем, что наращивать показатели у нас не получится. Важно не упасть.

Нами, в контексте рекомендаций правительства Российской Федерации и идеологии президента, принят антикризисный план. Его смысл направлен, во-первых, на оптимизацию расходов: речь идет о сокращении численности чиновников, отказе от различных излишних приобретений за государственный и муниципальный счет, реализации умной социальной политики. Всю эту работу мы проводим под номером один. Следующий пункт плана — это поддержка экономики. Здесь у нас есть приоритетные отрасли — это сельское хозяйство, аграрный бизнес, продовольственная безопасность и фарминдустрия.

На федеральный уровень с целью получения поддержки отправлен перечень из 11 проектов для включения в список приоритетных инвестиционных проектов, способствующих импортозамещению, увеличению экспорта и технологическому развитию производств.

— Расскажите подробнее о лекарствах. Насколько, по-вашему, реально в ближайшее время уменьшить долю импортных препаратов в Подмосковье?

— Уязвимость нашей страны заключается в том, что 90% дорогостоящих лекарств Россия закупает за рубежом — преимущественно в Германии, Европе, Америке. Считаем очень важной задачу — производить лекарства в Подмосковье. Учитывая имеющиеся для этого наработки, мы просто обязаны начать в Подмосковье локализацию производств данной отрасли. Это позволит снизить зависимость от поставщиков жизненно важных лекарств. Хотелось бы, чтобы зарубежные лекарства составляли в регионе менее половины от всего объема, то есть доля собственного производства составляла хотя бы 50%.

В рамках антикризисного плана мы также осуществляем мониторинг системообразующих предприятий. Из 284 таких предприятий у нас на особом контроле два, в связи с вопросами занятости. Уровень же регистрируемой безработицы в области остается невысоким — 0,58% (среднероссийский — 1,2 %).

Тем не менее четвертое направление антикризисного плана касается поддержки малоимущих и оказавшихся в сложной ситуации, если пойдет волна увольнений и сокращений. У нас для этого готовы меры: это переобучение, обеспечение альтернативной занятости, стимулирование занятости молодежи, на это предусматриваются выплаты. Для поддержки малого бизнеса выделены дополнительные деньги, чтобы можно было начать или расширить собственное дело.

В 2015 году из областного бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства Московской области запланировано 590 миллионов рублей — почти в два раза больше, чем было в 2014 году.

То же самое по фермерству — на 2015 год мы на 70% увеличили финансирование сельского хозяйства, потому что считаем его нашей точкой роста. На эти цели из областного бюджета выделяется почти 2,7 миллиарда рублей.

— Вы поддерживаете сельское хозяйство, запрещая на сельхозземлях многоэтажное строительство. Но строительство всегда было одним из драйверов экономики, особенно в кризисы. Значит ли это, что в стройсектор вы не очень верите и предпочитаете делать ставку на сельское хозяйство?

— Нет, ровно наоборот. Дело в том, что строительство — системообразующая отрасль, а не точка роста. Уровень строительства в Подмосковье чрезвычайно высок: мы сдали 8,5 миллионов квадратных метров жилья, построили много офисных и торговых помещений.

Вообще, доля отечественных продуктов в стройке достигает 90-95%. Всё, кроме насосов и определенных частей лифтов, мы производим в России. Поэтому строительство — это локомотив, жизненно важная для нас отрасль. Тем более к ней имеет прямое отношение огромное количество людей, которые вложили деньги по договору долевого участия.

— Не боитесь появления новых обманутых дольщиков?

— Мы внимательно за этим смотрим. К сожалению, каждый кризис сопровождается появлением обманутых дольщиков. Чтобы предупредить это и не наступать на старые грабли, мы были лидерами и инициаторами в срочной поддержке ипотеки — мы обращались к президенту с соответствующей инициативой. Нас услышали. Было выделено 20 миллиардов рублей, и на днях, с 10 марта, ипотека заработает — люди смогут получать деньги на доступном уровне — 13% годовых. Это является стимулированием спроса, как вы понимаете. Вся стройиндустрия останется на плаву.

— В ближайшие два года в Подмосковье планировалось строить примерно по 15 миллионов квадратных метров в год. Повлияет ли кризис на снижение темпов роста строительства?

— Конечно. Мы же здесь как раз для того, чтобы не эмоциями руководствоваться, а просчитывать шаги, потому что любые неподготовленные решения могут повлечь за собой плохие результаты. Поэтому мы корректируем программы, и, естественно, снижение спроса повлечет за собой снижение объема стройки. Безусловно, коррекция будет. Важно, чтобы она была не драматической.

— Строительство каких объектов может в дальнейшем отложиться из-за непростой экономической ситуации, как это случилось со зданиями для силовых структур области?

— Что касается силовиков, мы проект перенесли: сегодня он нецелесообразен. Правоохранительному блоку нужно было предоставить порядка 120 тысяч квадратных метров, а в сегодняшних цифрах это стоимость в 12-15 миллиардов рублей. Этих денег сегодня объективно нет, с переездом мы повременим и вернемся к этой теме, когда будем готовы. Вместе с тем мы работаем по участку, и у нас есть наработки для того, чтобы разместить правоохранительный блок в удобном и достойном месте, которое позволит нам более тесно взаимодействовать.

Дело в том, что до сих пор наши министерства размещаются на территории Москвы по разным арендным помещениям. С одной стороны, это не страшно, если приемлема цена. Но, конечно, ключевые министерства должны находиться рядом и быть более доступными для взаимодействия. Сами понимаете, сколько времени отнимают разъезды по столице.

В марте из экспертизы выходит деловой центр "Два капитана". Мы вернули через суд в областную собственность то, что было уведено, и заложили деньги на реконструкцию и достройку этого большого здания, площадь которого почти 100 тысяч квадратных метров.

— Успеете сдать его в эксплуатацию в срок?

— Нужно дождаться экспертизы. Пока мы не видим реального состояния здания. Стройка какое-то время стояла, и каковы будут требования экспертизы к существующим условиям, могут дать понять только точные расчеты, результаты которых мы еще не знаем. По большому счету к 2016 году должны успеть.

— В Московской области строится много жилья, но как его ввод сопряжен с возведением дорог и развязок, а также паркингов в новых жилых микрорайонах?

— К сожалению, у нас нет генпланов. Они должны быть утверждены в ближайшие два года. Пока же из 359 документов территориального планирования утверждено всего 72.

Это то уязвимое место, которое повлекло за собой отсутствие необходимой социальной инфраструктуры и дорог, потому что было увлечение построить жилье, но не обеспечить его всем необходимым. А сейчас поступает огромное количество жалоб, выявляются проблемы. В Павшинской пойме, которая находится у нас под носом, еще не работает поликлиника, нет упорядоченных стоянок, не благоустроена набережная, зато куда ни глянь — одни дома.

Эту абсолютно порочную практику мы не будем повторять. Мы навели порядок — сегодня нет стройки, которая не будет обеспечена дорогами или социальной инфраструктурой. Наш градсовет и полномочия, которые мы забрали себе, гарантируют, что мы продолжим реализацию этой политики. Мы заинтересованы в строительстве — но только сбалансированном. Это наши принципы. Стройка не должна приносить проблемы, она должна их решать.

У нас существует план по развитию инфраструктуры той же Павшинской поймы: отдавая долги жителям, стараемся выправлять ситуацию с тем, что уже построено без учета должной инфраструктуры. Но это, во-первых, всегда дороже, во-вторых, зачастую делается за счет жителей, а не за счет строителей или муниципального, регионального бюджетов.

— Появились ли в области города, которые решили ввести у себя платную парковку?

— В ряде наших городов количество машин на жителей превышает европейское — более 500 машин на тысячу населения. Очевидно, что сегодня отсутствие культуры парковаться очень раздражает всех — ни выехать со двора, ни заехать. Скорая помощь, пожарная — все блокируется, а это уже опасно. Поэтому в ряде территорий, я считаю, мы должны обсуждать тему платных парковок.

Химки — первый город, который обсуждает тему платных парковок. В дальнейшем они могут появиться во всех городах с высокой плотностью автомобилей — Одинцово, Люберцах, Красногорске.

Естественно, это тема сложная и, как может показаться, непопулярная. Но везде должен быть порядок. Реалии жизни таковы, что необходимо учиться принимать сложные решения, в том числе по парковкам. Решения рано или поздно назреют, но готовиться нужно сегодня, чтобы завтра не кусать локти.

—  Как обстоят дела с разработкой наземного метро в Подмосковье?

— Сегодня межрайонных транспортных связей в Подмосковье недостаточно: люди часто ездят на работу далеко от места проживания, в каких-то населенных пунктах избыток трудовых ресурсов, в других — дефицит. Мы стараемся уделять этому внимание: есть проект ЛРТ — легкорельсовый трамвай, который часто называют "легким метро" поверхностного залегания, строительство его стоит гораздо дешевле подземки. В часы пик поезда будут ходить часто, днем — реже.

Конечно, проект потребует финансирования. Миллиард рублей стоит километр — примерно такие цены. Но дорогу осилит идущий. Из своего бюджета мы выделили 150 миллионов рублей и столько же федеральные органы власти на разработку концепции, которая позволит нам понять и определить: куда, откуда, какое, где сообщение может быть развернуто.

— Какие компании заинтересованы в финансировании строительства ЛРТ?

— Заинтересована компания "Сименс", заинтересованы отечественные компании — "Трансмашхолдинг", который сотрудничает с Alstom, "Уралвагонзавод". Bombardier так или иначе интересуется. Мы будем привлекать лучших. Конечно, мы опасаемся зависимости от иностранной валюты: любые скачки курса вносят коррективы в наши возможности. Поэтому размещение производства на нашей территории крайне важно.

— Вы озвучивали 2017 год как срок постройки первой линии. Не будет ли он отложен на фоне кризиса?

— Конечно, мы мечтаем начать строить в 2017 году. Сейчас идет разработка концепции, затем — этап проектирования. Считаю, что, если мы первый участок построим в 2017 году, это будет победа. Конечно, проект сложный, но очень важный для наших жителей, нашей территории.

— Вы заявляли, что Подмосковью необходимо сохранить ежегодные 600 миллиардов рублей инвестиций в регион. Какие зарубежные инвесторы готовы вкладываться в область?

— Это не обязательно зарубежный, это и отечественный бизнес. Например, мы на прошлой неделе открыли большой автоматизированный завод по железобетонным конструкциям в Наро-Фоминском районе — совместный проект с "Роснано" и частной компанией. Это более 1000 новых рабочих мест, 9 миллиардов рублей инвестиций в экономику области. Соответственно, рядом немецкая компания — это как раз по части импортозамещения — хочет разместить завод по производству насосов, о которых я уже упомянул. Это будет очень важное и знаковое событие.

Мы работаем по всем фронтам. Завтра у меня итальянские компании, связанные с пищевой перерабатывающей промышленностью, до этого была мексиканская компания, которая в Ступинском районе закладывает производство в пищевой промышленности на 50 миллионов долларов. То есть эти компании постоянно приходят. Есть один проект в области машиностроения, который мы тоже сопровождаем и предоставляем уникальные условия.

— А проблемы у компаний, уже инвестирующих в Московскую область, возникают?

— Есть трудности, конечно. В частности, компания PepsiCo производит в регионе энергетические напитки — Adrenaline Rush и Burn. Но есть законодательные инициативы, которые ограничивают продажу энергетиков. Соответственно, это очень напрягает, ведь у них суперсовременное автоматизированное производство. Поэтому с каждым таким случаем мы работаем в ручном режиме.

Под воздействием обстоятельств планы корректируются. Есть тема, которая связана с перепрофилированием одной большой компании — опять же PepsiCo — с прохладительных напитков в переработку молока. На рынке любое изменение спроса, естественно, ведет к принятию управленческих решений, позволяющих этот спрос обеспечить. Эта живая, гибкая работа ведется правительством постоянно.

—  Вы уже заявляли о сотрудничестве с вьетнамскими компаниями, которые готовы вложить в Московскую область около 1 миллиарда долларов. Как развиваются отношения Подмосковья с инвесторами из Вьетнама?

— С Вьетнамом дела великолепно. В очередной раз к нам приезжала вьетнамская делегация. У них есть большая компания, которая специализируется на производстве молока. Подтвердили свои амбициозные планы. Буквально на днях я получил телеграмму от посла и от крупнейшего представителя совета директоров государственного банка Вьетнама. 5-8 апреля мы с большой вероятностью встретимся во Вьетнаме, чтобы продолжить поддержку этих проектов.

Очевидно: с одной стороны, ввиду политической ситуации компании взяли определенную паузу, а с другой стороны, именно сейчас они понимают, что удобное время для завоевания рынка, потому что тема импортозамещения, санкции дают новые возможности тем, кто рискнет. Но любой риск должен быть просчитан. Именно сейчас, в том числе на этих встречах, мы этим и занимаемся.

—  На каком этапе находится создание особых экономических зон в Подмосковье?

— Мы взялись за это очень активно. Есть одна федеральная зона, она находится в Дубне. В ней почти 90 компаний-резидентов, которые в 2014 году произвели продукции на 2,7 миллиарда рублей. Мы недовольны ее загруженностью: резидентов должно быть больше, компаний и продуктов, которые там производят, тоже должно быть в достатке. Сегодня ОЭЗ в Дубне имеет большой потенциал, и мы приветствуем решение федералов, которые передали с этого года управление зонами на региональный уровень. Это правильно, потому что мы в этом кровно заинтересованы.

Также мы сделали заявку еще на две особые экономические зоны. Изначально предполагали три — Сергиев Посад, Ступино, Серебряные пруды, но пока остановились на городах Сергиев Посад и Ступино. Хотим получить статус ОЭЗ для того, чтобы привлекать инвесторов в эти индустриальные парки.

Мы ведем работу, и предварительно поддержка федеральных органов власти — Минэкономразвития — есть. Важно, чтобы изменения в федеральном бюджете не коснулись оснащения этих территорий, потому что финансирование происходит на взаимной основе — из федерального и регионального бюджетов.

—  Какую из территорий, на которых могут появиться ОЭЗ, вы считаете наиболее перспективной?

— Каждая имеет преимущество. В Сергиевом Посаде очень хорошая вода. В частности, у нас есть проект и инвестор, который обещает нам заняться аквакультурой, разведением форели. Также на этой территории планируется еще одно предприятие, связанное с производством пищевых продуктов. А в Ступино специализация на строительной индустрии — мрамор, гранит, кафель, стройматериалы.

—  Как развивается планирование подмосковных агрокластеров?

— Для агрокластеров у нас есть территории. Лидируют здесь Каширский и Луховицкий районы. Когда мы говорим об агробизнесе, сельском хозяйстве, то речь идет о закрытых грунтах — это теплицы, которые обладают высокой производительностью, они достаточно быстро собираются. Посредством современных технологий мы можем получать четыре урожая огурцов, помидоров, салата — продуктов, очень востребованных на столичном рынке.

В апреле месяце мы открываем подобного рода предприятие в Луховицах и закладываем камень, начинаем стройку в Каширском районе — первые, по-моему, 10 гектаров.

—  Подмосковье, как известно, планирует соглашение с Крымом о торгово-экономическом сотрудничестве. В чем конкретно такое сотрудничество будет заключаться?

— Мы планируем открыть сеть магазинов "Крымское подворье". С Крымом у нас тесные взаимоотношения в части конкретно этого проекта. Пока открыто два магазина в Химках. В ближайшее время будут открыты еще три, и для них в крупных городах подыскиваются места.

Проблема сейчас даже не в местах, как ни парадоксально, а в количестве продуктов из Крыма. Дело в том, что их не хватает: рынок настолько мощный, что забирает все с прилавков.

— Какие-то еще совместные с Крымом проекты будут?

— В части туризма. У нас есть большое количество детей и взрослых, которые оздоравливаются за счет бюджета. Соответственно, мы делаем акцент на поддержку крымских санаториев — это, естественно, является очень важным направлением.

Рекомендуем
Изображение уханьского коронавируса , полученное с помощью электронного микроскопа
Китайские ученые назвали наиболее вероятный источник коронавируса
Московский Кремль
В Кремле прокомментировали позицию судьи Конституционного суда по СССР
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала