МОСКВА, 1 мар — РИА Новости. Художественный руководитель "Студии театрального искусства" (СТИ) и Международного фестиваля "Сезон Станиславского", известный режиссер Сергей Женовач к десятилетнему юбилею театра поставил знаменитую пьесу Николая Эрдмана "Самоубийца". Премьера состоится 1 марта в День рождения СТИ, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.
Рано подводить итоги
"Десять лет назад по счастливому стечению обстоятельств, мечта выпускников моего курса и после института работать вместе сбылась. В День своего рождения мы выпускаем новый спектакль "Самоубийца" Эрдмана. — сказал РИА Новости Женовач. — Итоги будем подводить на пенсии, а сейчас думаем о том, как пройдет премьера, как встретит новую работу зритель. То, что театр возник, то, что мы живем и работаем вместе, что у нас уже есть свой зритель и есть потребность в нашем театре — вот это самое главное".
История пьесы
Пьеса "Самоубийца" была написана Эрдманом в 1928 году, но при жизни драматурга не печаталась и не ставилась в театре. Интерес к этому произведению со стороны величайших режиссеров, в числе которых Станиславский и Мейерхольд — один сравнивал автора с Гоголем, а другой называл "русским Мольером", был чрезвычайным. Но и до, и во время "хрущевской оттепели" и после спектакли по этой пьесе в театрах им. Вахтангова, Сатиры и на Таганке были закрыты.
По словам режиссера, Эрдман — из тех авторов, которые определили понятие слова, русской литературы и определили время, сейчас невозможно представить себя без Платонова, Булгакова, Зощенко, Эрдмана.
"Судьба у каждого своя — у кого-то признание приходит при жизни, у кого-то позже, но, как говорил Булгаков, "рукописи не горят",- отметил Женовач. — Свою пьесу Эрдман не увидел при жизни — в 1959 году она была впервые издана в Германии, а 1960 году Николай Робертович скончался. Как ни парадоксально, чем больше проходит времени, тем сильнее ощущение, что пьеса написана именно сейчас, и в ней есть потребность сегодня. Внешняя сатиричность уходит, а на первый план выходит глубина, прозорливость".
История "маленького человека"
"Самоубийца", по словам режиссера, это история маленького человека, неудачника Семена Подсекальникова. Жизнь его подталкивает на какие-то самые невероятные вещи и у него даже возникает мысль о том, что, может быть, стоит остановить эту жизнь. Рядом соседи, которые хотят этим воспользоваться. А дальше возникают разные — комические и трагические ситуации. Но в результате все приходят к мысли, что несмотря ни на что жизнь человека — самая большая ценность.
"Хочется сделать спектакль-высказывание о том, что происходит сейчас с людьми, поразмышлять о сегодняшнем "маленьком человеке, — подчеркнул Женовач,- Что касается жанра, то, чем драматургия глубже и серьезнее, тем сложнее ее свести к одному жанру. В пьесе есть и элементы мелодрамы и эксцентрической комедии, гротеска, фарса, трагедии. Это сочинение, где все литературные жанры сплетены, где "смех сквозь слезы".
Создатель сценографии — постоянный соавтор режиссера художник Александр Боровский. В спектакле заняты три поколения студийцев. В роли Подсекальникова — Вячеслав Евлантьев, его жены — Евгения Громова, тещи — Анастасия Имамова.
Из истории театра
В июне 2005 года в Москве родилась "Студия театрального искусства"/СТИ/, чье появление стало главным событием года. Молодой негосударственный театр с первых же дней пользовался особым вниманием широкого зрителя и профессионалов. СТИ — семикратный лауреат главной театральной премии России "Золотая Маска". С успехом гастролировал в США, Польше, Латвии, Литве, Эстонии, Южной Корее.
В основе репертуара театра — как правило, малоизвестные или ранее не имеющие сценического воплощения произведения мировой литературы. В их числе: "Захудалый род" Лескова, "Игроки" Гоголя, "Битва жизни" Диккенса, "Мальчики" по Достоевскому, "Река Потудань" по Платонову, "Три года" и "Записные книжки" по Чехову, "Записки покойника" по Булгакову и другие.
Наследник Станиславского
В марте 2008 года у СТИ появился свой дом на улице Станиславского в уникальном здании, где в ХIХ веке находилась знаменитая на всю Россию золотоканительная фабрика купцов Алексеевых, откуда родом главный реформатор русского театра Константин Алексеев (Станиславский). В 1904 году он возглавил руководство фабрикой и открыл на ее территории театр, где ставил спектакли для рабочих. Именно это здание после реконструкции и стало домом "СТИ", место, которое теперь знают и любят москвичи и гости столицы.