Центр международной журналистики и исследований
Прошедшая в феврале 2015 года Мюнхенская конференция по вопросам безопасности окончательно закрепила акценты, расставленные на саммите НАТО в Уэльсе 4-5 сентября 2014 года. Напомним, тогда члены блока зафиксировали следующее – Россия является не партнёром, а стратегическим оппонентом НАТО в Европе. Одним из решений саммита стало формирование сил передового задействования, которые в ближайшее время будут развёрнуты в странах Восточной Европы. Параллельно с этим Вашингтон сфокусировал усиление так называемой «евроатлантической дисциплины» в рядах НАТО – членам блока было предписано наращивать военные бюджеты и уделять внимание закупкам современных вооружений и военной техники.
Выступления и переговоры в Мюнхене подтвердили – ключевым звеном в этих переменах стратегического плана становится Германия. Так, за несколько дней до конференции оргкомитет под председателем опытного карьерного дипломата Вольфганга Ишингера выпустил программный аналитический доклад под названием «Разрушающийся порядок, пассивность защитников». Этот документ с говорящим названием начинается с главы «Германия: готова вести за собой». Здесь излагаются взгляды и планы немецкого руководства по восстановлению Германии как крупнейшей европейской военной державы.
Нужно особо отметить, что движущей силой ремилитаризации Германии являются, прежде всего, Соединенные Штаты. Вашингтон нуждается в надежном и крупном военном союзнике в континентальной Европе. Как заявил Барак Обама во время последнего выступления в Берлине 19 июня 2013 года, «Я приехал сюда в Берлин, чтобы сказать – самоуспокоенность не в духе великих держав». Подобное поощрение Вашингтоном «великодержавных» замыслов Берлина уже продолжительное время находит «спрос» в политической элите Германии. Отвечая на посыл президента США, крайне осторожно, но отчётливо высказался федеральный президент ФРГ Йоахим Гаук. Бывший правозащитник, пацифист и диссидент во времена ГДР, он отметил: «По моему мнению, Германия должна вносить более существенный вклад, и делать это быстрее и более решительно, как и подобает хорошему партнёру».
Более определенно прозвучали слова нынешнего министра обороны ФРГ Урсулы фон дер Ляейн, крупного политика от ХДС/ХСС, которого немецкие эксперты рассматривают как преемницу Ангелы Меркель. Фон дер Ляйен считает, что «индифферентность – не вариант для Германии». Борьба с «индифферентностью» на практическом уровне будет выражаться в активном наращивании потенциала Бундесвера, прежде всего по проведению операций в любой точке земного шара.
Так, 17 февраля 2015 года в Берлине по инициативе министерства обороны Германии состоялась презентация нового издания «Белой книги» — так называется официальная военная доктрина ФРГ. Министр фон дер Ляйен подчеркнула, что пересмотр военной доктрины обусловлен тем, что «действия России по отношению к Украине кардинально меняют архитектуру безопасности в Европе».
Если в предыдущей версии военной доктрины от 2006 года, подчеркивалось лидерство США в обеспечении безопасности Европы, то в новой доктрине, разработка которой будет закончена к 2016 году, упор делается на собственные возможности. Теперь Германия «с учетом возросшей политической и экономической мощи» должна взять на себя основную ответственность за обеспечение европейской безопасности. Важным отличием новой военной доктрины Германии станет и то, что будет коренным образом пересмотрено благожелательно-нейтральное отношение к России.
Бундесвер, численность которого составляет 204 тысячи военных и 75 тысяч гражданских служащих, является одной из сильнейших армий НАТО. С тех пор как в 1994 году Конституционный суд Германии отменил запрет на участие Бундесвера в военных операциях за рубежом, вооруженные силы начали активно приобретать боевой опыт за пределами ФРГ. Бундесвер участвовал в агрессии НАТО против бывшей Югославии, в войне в Афганистане, несли службу в составе контингента КФОР в Косове и EUFOR в Боснии и Герцеговине. Сейчас немецкие контингенты дислоцированы в провинциях Кундуз и Мазари-Шариф в Афганистане, а также в Дарфуре (Судан) и Южном Судане.
В настоящее время вооруженные силы Германии, даже в отсутствие обновлённой военной доктрины, повысили свою активность на востоке страны. В частности, на авиабазу Гайленкирхен вернулась эскадрилья самолётов ДРЛО (AWACS), совершившая в Афганистане 1200 самолето-вылетов с задачами разведки и наблюдения. По оценкам румынских СМИ, НАТО сейчас использует самолёты ДРЛО для отслеживания воздушной обстановки в западной части Черного моря – то есть, над Украиной и в западной части России. Кроме того, по данным газеты «Зюддойче цайтунг», в специальном учебном центре Бундесвера в том же Гайленкирхене офицеры БНД проводят тренинги и консультации военных наблюдателей, которых ОБСЕ направляет на Украину.
Итак, начало возрождению Германии, как крупнейшей военной державы в Европе, положено. Однако хотят ли этого сами немцы, народ, который пережил лишения гитлеровского режима и послевоенного переосмысления вины перед поколениями европейцев? Так, в сентябре 2014 года Фонд Фридриха Эберта, близкий к социал-демократам, провел соцопрос на тему участия немецких военных в операциях за рубежом. На вопрос «Германия должна воздерживаться от подобных действий» утвердительно ответили 62% немцев, что почти в 2 раза больше, чем в 1994 году. Против «военных миссий с участием Бундесвера» выступают 82% опрошенных, а за решение международных конфликтов путём «дипломатических переговоров» выступают 85%.
Каким будет результат политической и общественной борьбы за мирную и демократическую Германию, покажет время. Однако очевидно, что послевоенный лозунг «Никогда больше!», символизирующий отказ от милитаристского прошлого германского рейха, теряет свою актуальность.