Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Арктика стала предметом детального обсуждения на последней коллегии Минобороны. Участники заседания рассмотрели все аспекты деятельности военного ведомства в этой зоне, и, особенно — развитие здесь военной инфраструктуры. Ведь в последнее время именно на арктическом направлении формируется широкий спектр угроз для России.
Стратегическое обновление
Созданное на базе Северного флота Объединенное стратегическое командование (ОСК) успешно выполняет боевые задачи почти три месяца. Если в прежние времена Заполярье находилось в зоне ответственности четырех военных округов, а военное присутствие ограничивалось несколькими районами, сегодня Арктика впервые получила "персональное" стратегическое объединение, в состав которого вошли надводные и подводные силы, морская авиация, береговые войска. Новая структура отвечает за весь Крайний Север, успешно совмещая формирование, становление и выполнение учебно-боевых задач. В море отрабатываются действия подводных лодок новых проектов. На берегу формируются новые арктические бригады и гарнизоны.
В январе в поселок Алакуртти Мурманской области прибыл первый эшелон с личным составом арктической мотострелковой бригады береговых войск Северного флота. Вторая заполярная бригада будет дислоцирована в Ямало-Ненецком округе. В 2015 году в Арктике откроется специализированный центр боевой подготовки личного состава.
Заполярные гарнизоны — это новый шаг в освоении Северного морского пути и природных богатств Русского Севера.
Высоким широтам — высокие технологии
Продолжается восстановление и развитие системы противовоздушной обороны (ПВО), отныне это сфера ответственности нового объединения ВВС и ПВО. Четыре бригады воздушно-космической обороны (ВКО) на Чукотском полуострове преобразованы в дивизии ПВО. На острове Врангеля и мысе Шмидта с октября 2014 года несут боевое дежурство радиолокационные отделения и пункты наведения авиации. И это фрагменты единой системы.
В России создана сеть новых радиолокационных станций (РЛС) предупреждения о ракетном нападении, том числе в Лехтуси (Ленинградская область), под Армавиром (Краснодарский край), в Усолье-Сибирском (Иркутская область) и в Калининградской области. Такие же РЛС строятся севернее — в Орске, Мурманске, Воркуте. Станция "Воронеж-ДМ" способна обнаруживать, сопровождать и классифицировать современные и перспективные средства воздушно-космического нападения на расстоянии до 6 тыс. километров.
В Арктике надежно защитит страну загоризонтная РЛС поверхностной волны "Подсолнух", которая позволяет автоматически обнаруживать на расстоянии 450 км, сопровождать и классифицировать до 300 морских и 100 воздушных целей, определять их координаты и выдавать целеуказания зенитным ракетным комплексам кораблей и средств ПВО. Кстати, еще в середине 80-х годов ХХ века США вынашивали планы массированного удара по нашей стране крылатыми ракетами с севера, и тогда нашли достойный ответ. Безусловно, в ХХI веке они будут действовать не менее изощренно.
Перспектива Объединенного стратегического командования — эффективная система баз и аэродромов для повседневной деятельности, контроля территории и коммуникаций, прикрытия государственной границы на огромном пространстве от Мурманска до Чукотки.
Панамский канал опустеет
С потеплением климата круглогодичное судоходство по Северному морскому пути становится реальностью. И морские перевозчики, очевидно, изменят традиционные маршруты из Европы в Азию, и обратно. Маршрут через Панамский канал длиннее на треть. Кроме того, в арктических морях нет и быть не может пиратов. Основная часть Северного морского пути проходит по российским территориальным водам, и один отрезок — в двухсоткилометровой исключительной экономической зоне России. Инфраструктура, обеспечивающая безопасность судоходства, станет приносить доход государству.
Заполярье дает около 20 процентов внутреннего валового продукта и доходов в бюджет России, прежде всего, за счет нефти и газа. По оценкам экспертов, запасы топливных ресурсов на одном только российском шельфе Северного Ледовитого океана составляют около 100 млрд. тонн в нефтяном эквиваленте. Месторождения, скорее всего, будут ориентированы на азиатский рынок. Северный морской путь станет неотъемлемой частью нефтегазового сектора отечественной экономики. Для транспортировки нефти и газа потребуются большие корабли различных ледовых классов. Россия уже сегодня обладает самым большим ледокольным флотом, и приступает к строительству атомных ледоколов нового поколения с переменной осадкой.
Вот и главнокомандующий вооруженными силами США и НАТО в Европе Филип Бридлав транслирует озабоченность руководства США в связи с укреплением позиций России в Арктике.