Калининградский судостроительный завод "Янтарь" намерен выполнять все взятые заказы, несмотря на кризисные явления, заявляет врио гендиректора завода Олег Шумаков. Сроки сдачи судов могут сдвигаться, в том числе из-за нестабильной ситуации на Украине, где у предприятия есть поставщики, но все обещанные корабли будут построены, заверяет руководитель предприятия.
В интервью корреспонденту РИА Новости Евгении Римко Шумаков рассказал о новых возможных контрактах для ВМС Индии, строительстве пассажирского ледокола для Дальнего Востока, сроках сдачи океанографических и военных судов, зарплатах сотрудников завода, а также о том, как руководство предприятия намерено решать проблемы с поставками из Украины.
— Какова сейчас ситуация на предприятии в свете новых макроэкономических условий, есть ли опасность, что контракты не будут исполнены, все ли заказы выполняются в срок?
— Сегодня завод имеет достаточно устойчивое положение с точки зрения загруженности заказами и обеспечения работой своих сотрудников. Мы имеем контракты на строительство шести фрегатов для ВМФ России и еще двух десантных кораблей, заканчиваем проект океанографического судна "Янтарь". И сегодня рассматриваются вопросы по участию завода в дальнейшей программе вооружения, которая определена до 2025 года. Там тоже есть заказы, которые предполагается разместить на "Янтаре". Так что будущее завода тоже вполне стабильно.
На сегодня у нас 1,2 тысячи производственных рабочих, а общая численность заводского коллектива — более 3 тысяч человек, с контрагентами почти 5 тысяч работников ежедневно трудятся над выполнением заказов. Набор людей продолжается, приток идет из наших учебных заведений, прежде всего из Калининградского государственного технического университета и Прибалтийского судостроительного техникума, а также других предприятий области. Средняя зарплата по заводу в прошлом году составила 40 тысяч рублей, сейчас и того выше — она стабильно выше среднеобластной.
Заказы выполняются все без исключения. Однако вопрос об исполнении сроков этих контрактов непростой. Потому что сегодняшняя ситуация такова, что срываются сроки поставок оборудования, от которых мы очень зависим. Отдельная проблема — поставки из Украины. Так что строго гарантировать, что наши контракты будут исполнены в срок, нельзя. Но то, что все они будут выполнены, не подлежит сомнению: никогда еще "Янтарь" не срывал обязательств, взятых перед заказчиками.
— Есть ли у завода сегодня заказы, кроме ВМФ РФ, на ремонт или строительство гражданских судов?
— Помимо военных заказов, мы прорабатываем варианты выпуска гражданской продукции. Так, сейчас мы участвуем в конкурсе на строительство парома-ледокола для Дальнего Востока — аналогичного парому "Сахалин", серию которых мы построили в советские годы.
Новое судно также предназначено для перевозки и пассажиров, и грузов, в том числе автомобильного транспорта. Два таких парома заявлены к постройке Федеральным агентством морского и речного транспорта.
По судоремонту у нас сегодня два прямых контракта: один — на серьезный, масштабный ремонт сторожевого корабля "Неустрашимый" нашей постройки, другой — это ремонт и модернизация буксирного судна, переоборудование его под гидрографическое исследовательское судно. В марте мы ждем на него проектную документацию из ЦМКБ "Алмаз".
— Ранее сообщалось о том, что большой десантный корабль БДК "Иван Грен" должен был быть построен еще в конце 2014 года. Каковы сроки сдачи корабля? И когда состоится официальная закладка еще одного десантного корабля "Петр Моргунов" того же проекта? Планировалось, что она состоится в первом квартале 2015 года.
— У БДК "Иван Грен" судьба, к сожалению, сложная. В том плане, что начато было его строительство в 2004 году — во времена, скажем так, становления России на ноги и в самом начале восстановления флота. И поэтому были проблемы и с финансированием, и с проектированием этого корабля. Но на сегодня все основные вопросы решены, и задача завода — сдать его в этом году, так что сейчас он готовится к швартовным испытаниям. Второй десантный корабль этого проекта — "Петр Моргунов", строительство которого завод уже начал, идет сборка секций и различные подготовительные работы. Нужно отметить, что он очень необходим нам для загрузки мощностей, так как заполняет промежуток времени между сдачей текущих заказов, стоящих уже на стапеле, и закладкой будущих. Вопрос о его закладке, впрочем, еще не решен, но в связи с 70-летним юбилеем завода в июле этого года, мы рассматриваем возможность приурочить торжественную церемонию закладки к этой дате — 8 июля.
— Как идет строительство так называемой адмиральской серии сторожевых кораблей для российского ВМФ?
— На сегодняшний день на головном корабле этой серии, СКР "Адмирал Григорович", дела идут совсем неплохо. И нет сомнений, что летом он будет передан флоту и отправится на Черное море. Следующие будут строиться быстрее, поскольку на первом мы отрабатываем все сложные моменты этого проекта. Второй, "Адмирал Эссен", должен быть передан флоту в конце этого года, а строительство третьего, "Адмирала Макарова", будет завершено в 2016 году. Этим будет закрыт первый контракт — у нас их два, по три корабля в каждом. Со второй тройкой возникли проблемы с обеспечением кораблей энергетическими установками, которые должны быть поставлены из Николаева заводом "Зоря-машпроект". На сегодня мы с этим поставщиком находимся в форс-мажорных обстоятельствах, и сроки передачи нам энергоустановок смещаются. Так что, скорее всего, сместятся сроки и окончания строительства второй тройки фрегатов — на 2017 или даже 2018 год. Окончательная ясность с украинским контрактом ожидается в конце марта: на тот случай, если он будет разорван, уже прорабатываются альтернативные варианты, в частности, замена проектной энергоустановки другими двигателями. Флот очень ждет шесть этих кораблей, и они будут построены при любом развитии событий.
— Есть ли планы сотрудничества с ВМС Индии, которым уже поставили шесть фрегатов?
— По работам с индийскими заказами. В феврале в Индии должны пройти переговоры по вопросам эксплуатации трех кораблей, которые мы построили для индийцев. Параллельно будет обсуждаться тема возможности строительства у нас новых заказов для индийского флота. Во всяком случае, Индия уже высказывала такую заинтересованность, речь шла о четырех кораблях более передовой модификации. Завод к такой работе готов, на предыдущем контракте для Индии мы получили большой опыт и расцениваем это сотрудничество как плодотворное и взаимовыгодное. Так что, если завод получит этот контракт, он его, несомненно, выполнит с надлежащим качеством.
— Завершились ли испытания океанографического судна "Янтарь", когда он будет передан заказчику?
— Испытания "Янтаря" идут, но с отставанием от графика. Хотя работы заводские, за которые мы непосредственно отвечаем, все уже выполнены. Возникли некоторые проблемы с работами на специальном оборудовании для глубоководных исследований, которые должны выполнить наши контрагенты — его изготовители и поставщики. Но наши специалисты не снимают с себя ответственности и за эту часть испытаний и сейчас предпринимают необходимые действия, чтобы решить возникшие проблемы. Так что планируем в феврале закончить испытания этого судна, а дальше — передать его флоту по согласованию с заказчиком.