МОСКВА, 25 фев — РИА Новости. Объединенная компания "Русал" по итогам 2014 года увеличил скорректированную EBITDA по МСФО в 2,3 раза, до 1,514 миллиарда долларов по сравнению с 2013 годом (651 миллионов долларов), говорится в сообщении компании.
Показатель оказался выше ожиданий опрошенных РИА Новости аналитиков, прогнозировавших данный показатель на уровне 1,508 миллиарда долларов.
Чистая прибыль "Русала" составила 293 миллиона долларов против убытка в 3,322 миллиона долларов за 2013 год. Скорректированная чистая прибыль за прошлый год составила 17 миллионов долларов против 666 миллионов долларов убытка годом ранее, нормализованная чистая прибыль составила 870 миллионов долларов против убытка в 598 миллионов долларов.
Выручка за год снизилась на 4,1% — до 9,357 миллиарда долларов, что выше прогноза в 9,293 миллиарда долларов.
Чистый долг компании снизился за год на 12,6% — до 8,837 миллиарда долларов на конец 2014 года. Чистый денежный поток вырос в 3,4 раза — до 1,398 миллиарда долларов на конец 2014 года.
Четвертый квартал
В четвертом квартале показатель EBITDA алюминиевого гиганта выросл в 6,4 раза — до 651 миллиона долларов по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Рентабельность по EBITDA выросла до 26,1% против 4,8% годом ранее.
Чистая прибыль составила 282 миллиона долларов против убытка в 2,711 миллиарда долларов годом ранее, скорректированная чистая прибыль — 387 миллионов долларов против убытка в 196 миллионов долларов, нормализованная чистая прибыль — 660 миллионов против убытка в 310 миллионов долларов за четвертый квартал 2013 года. Выручка "Русала" за отчетный период выросла на 17,5% — до 2,496 миллиарда долларов.
Себестоимость и цены
Себестоимость на тонну в алюминиевом сегменте в 2014 году снизилась на 9,3% — до 1729 долларов по сравнению с 1907 долларами в 2013 году в результате реализации инициатив, направленных на повышение эффективности производства, а также в результате снижения курса российского рубля и украинской гривны. Себестоимость на тонну в алюминиевом сегменте в четвертом квартале 2014 года достигла рекордно низкой за последние годы отметки в размере 1671 доллара по сравнению с 1864 долларами годом ранее — снижение на 10,3%.
Средняя цена реализации алюминия, включая премии, в 2014 году составила 2219 долларов за тонну, что на 3% выше аналогичного показателя 2013 года. В октябре-декабре цена увеличилась в годовом выражении на 17,3% — до 2419 долларов за тонну.
"Динамика алюминиевого рынка в отчетном периоде была разнонаправленной. В первом квартале цена на металл упала до практически самой низкой отметки за последние пять лет, однако уже к середине года на фоне растущего спроса и дефицита на мировом рынке без учета Китая ситуация заметно улучшилась. В четвертом квартале 2014 года в условиях резкого падения цен на нефть и укрепления доллара США цены на многие сырьевые товары начали снижаться, в том числе цена алюминия, которая установилась на отметке ниже 1900 долларов США за тонну", — отметил гендиректор крупнейшего в мире производителя алюминия Владислав Соловьев.
Как прогнозирует "Русал", резкое снижение цен на нефть и укрепление доллара в краткосрочной перспективе могут оказать негативное влияние на рынок сырьевых товаров. Однако в долгосрочном периоде более низкие цены на нефть могут стать стимулом экономического роста в странах-импортерах нефти, включая страны "большой семерки" и Китай, что, в свою очередь, окажет поддержку спросу на промышленные металлы.
Прогноз потребления
"Русал" прогнозирует, что мировой спрос на алюминий в 2015 году вырастет на 6,5% — до 59 миллионов тонн. При этом рост спроса в Китае составит 9,5%, а вне Китая — 3,4%, но с возможным ускорением во второй половине года, в частности за счет реализации программы количественного смягчения в ЕС, начало которой запланировано на первую половину 2015 года.
В 2015 году особенно высокие темпы роста спроса покажет рынок Северной Америки, где по прогнозу, потребление алюминия увеличится на 5,4%.
"Стоит отметить, что недавно уровень запасов на складах LME сократился, преодолев психологически важную отметку в 4 миллиона тонн. Текущее соотношение спроса и предложения позволяет нам предположить, что объем складских запасов алюминия выйдет на свой исторически естественный уровень уже в 2016 году", — прогнозирует Соловьев.
По прогнозу компании, запасы алюминия на складах LME снизятся до 2,6 миллиона тонн к концу 2015 года в результате текущего соотношения спроса и предложения, а также новой складской политики LME. Дефицит металла в различных регионах, в частности в Северной Америке и Европе, продолжит оказывать поддержку премиям, полагают в российской компании.
В частности, "Русал" ожидает, что спрос на алюминий со стороны автопроизводителей вырастет в 2015 году на 7% в связи с ростом продаж автомобилей, а также существенным увеличением использования алюминия в их производстве. В 2014 году спрос со стороны автопроизводителей был рекордным, поскольку более низкие цены и технологические инновации сделали "крылатый металл" серьезной альтернативой стали, отмечает алюминиевый гигант.
Текущее падение цен на нефть создаст дополнительный спрос на автомобили. Так, в январе 2015 года продажи автомобилей в США выросли на 14%, а более половины продаж пришлось на машины из высоких ценовых категорий, таких как пикапы и спортивные автомобили.
Мировое производство. Давление Китая
В 2014 году мировой объем производства алюминия (за исключением Китая) сократился на 0,2% и составил 25,6 миллиона тонн после снижения на 0,3% в 2013 году. Более 1,3 миллиона тонн мощностей по производству алюминия вне Китая были сокращены в 2014 году, при этом перезапуск мощностей составил 200 тысяч тонн.
Ожидается, что производство алюминия в 2015 году (без учета Китая) вырастет на 4% в связи с продолжением роста на Ближнем Востоке, в странах Азии и в Индии. Порядка 320 тысяч тонн мощностей в западных странах могут быть перезапущены в 2015 году, при этом порядка 700 тысяч тонн мощностей могут быть приостановлены в связи с низкими ценами на LME и высокими энерготарифами, полагают в "Русале".
Китайский алюминиевый рынок будет характеризоваться переизбытком мощностей в ближайшие месяцы, что продолжит оказывать давление на местные цены и сделает более привлекательной отгрузку алюминиевой продукции за рубеж. Мощности по производству алюминия в Китае выросли в 2014 году на 4,5 миллиона тонн — до 35,4 миллиона тонн. Более 1,45 миллиона тонн алюминиевых мощностей были перезапущены за тот же период.
"Это оказало дополнительное давление на китайский внутренний рынок со стороны предложения, в результате чего цена на SHFE (Шанхайской фьючерской бирже — ред.) снизилась на 16% с середины сентября 2014 года. При текущих ценах на SHFE около 47% алюминиевого производства в Китае, или 13,3 миллиона тонн, является убыточным", — говорится в материалах компании.
Сохранение низких цен на алюминий может привести к закрытию дополнительных 1,5-2 миллиона тонн мощностей в Китае в 2015 году. В первом квартале 2015 года ожидается закрытие более 500 тысяч тонн производственных мощностей. "На рынке также есть информация о том, что 1,2 миллиона тонн произведенного алюминия не будет реализовано на рынке, а будет переведено в запасы. В то же время около 3 миллиона тонн алюминиевых мощностей могут быть введены в КНР в 2015 году", — отмечает "Русал".